Скоро во всех школах Поморья прозвенят последние звонки. Многие выпускники сейчас решают, куда пойти учиться дальше. Часто абитуриентам сложно представить, что их ждет после поступления в вуз. Как строится учебный процесс, чем живут студенты, что едят в столовках и чем занимаются после пар? Чтобы найти ответы на эти вопросы и облегчить жизнь школьникам региона, в САФУ запустили проект «Студент на один день». Каждый абитуриент может заранее записаться на интересующее направление и отправиться на экскурсию по университету. А побывать на виртуальной экскурсии можно прямо сейчас. В этом материале расскажем, каково быть студентом Высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ.
Ласково её называют «рыбка». Это самое молодое структурное подразделение университета. Оно вошло в состав САФУ только в мае 2021 года, — тогда бывший техникум переименовали в высшую школу.
Сейчас в «рыбке» действуют пять программ среднего профессионального образования. Совсем недавно появилось еще одно — новое не только для вуза, но и для всей Архангельской области. Речь идет об очень актуальной программе «Водные биоресурсы и аквакультура», где студенты будут получать высшее образование.
После ухода с рынка зарубежных партнеров для региона остро встал вопрос производства кормов для рыбных хозяйств. Решить эту проблему предстоит будущим специалистам высшей школы.
— Получилось так, что рыбоводы оказались без кормов. Поэтому по программе импортозамещения перед нами встала важная задача: нужно было в кратчайшие сроки придумать, начать производить и вывести на рынок российские корма. Сейчас они уже произведены, идут эксперименты. Индустриальные партнеры тестируют на своих площадках, как рыба употребляет корма, усваивает их, какой идет прирост. Результаты показывают, что мы на уровне наших западных партнеров, — объяснил директор Центра развития аквакультуры САФУ Дмитрий Дорофеев.
Чтобы запустить такой проект и помочь рыбопромышленникам региона, на базе САФУ создали Центр развития аквакультуры, построили кормовой цех, бассейновый комплекс и научную лабораторию. В помещениях еще доделывают ремонт, но оборудование уже используют в работе, а студенты могут проходить здесь практику.
— Мы создали бассейновый комплекс, чтобы у нас была возможность самостоятельно проводить испытания кормов и не тревожить наших партнеров. Рыба здесь находится под постоянным видеонаблюдением. Кстати, корма у нас все натуральные, никакой химии. Рыба химию не воспринимает. Если хотите, можно самим попробовать — шутит Дмитрий Дорофеев.
Кампус Высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ состоит из нескольких корпусов. Все они находятся рядом друг с другом. Если в Центре идет акцент на практику, то в лабораториях и учебных аудиториях студенты будут изучать теорию, например, патологии и болезни рыб, специфику сырья для кормов и многое другое.
Отдельно размещены и восемь больших бассейнов для разведения рыбы. Буквально в мае в «аквариумы» выпустили около 200 особей кумжи (рыба из семейства лососёвых). В дальнейшем к ним присоединятся мальки форели и сёмги. Цель ученых — вырастить их на собственных кормах до товарной массы, которая равна примерно одному килограмму. А после проверить безопасность рыбы.
Кстати, весь корм разный и подбирается под вес рыбы. Но самое главное, он должен пробыть в воде около 15 минут, чтобы потом упасть на дно и рыба могла его съесть.
Позаботились и об образовательном процессе. Чтобы он был комфортным и современным, для будущих студентов оборудовали учебный класс.
— Еще год назад здесь ничего не было. Сейчас помещения уже готовы. Я хочу сделать обучающий процесс максимально современным. Чтобы ребята чувствовали себя комфортно. У нас на лекциях можно будет сидеть на креслах-мешках, а если нужно, встать и посмотреть через окна на бассейны. Еще хотим сделать мини-модели бассейнов, чтобы студенты могли их пощупать, залить воду. Также тут будет два санузла, музейная комната, — сказал Дмитрий Дорофеев.
В этом году на абсолютно новое направление подготовки по программе «Водные биоресурсы и аквакультура» выделили 16 бюджетных мест. Вступительные испытания будут в форме ЕГЭ. Помимо экзамена по русскому языку, абитуриенты должны сдать биологию и экзамен по выбору (кроме литературы, обществознания и истории). Конечно, в приоритете химия.
Обучаться студенты будут по системе «2 + 2» — первые два года посвятят базовыми, а последующие профилирующим дисциплинам.
— Многие не понимают и не знают, что такое аквакультура. Думают, что нужно будет аквариумы обслуживать, но это далеко не так. Поэтому, когда мы приходим в школы, показываем фильмы или презентации, у некоторых ребят загораются глаза, начинают расспрашивать, говорят, что хотят к нам поступить. Сразу скажу, это будет непросто, — считает директор Высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ Александр Чекалин.
При этом рыбоводы — специалисты по разведению, содержанию, размножению и отлову рыбы — стране сейчас очень нужны. В последние два года, после отказа от норвежских мальков и кормов, востребованность профессии стала просто космической.
— Поморье — это рыболовный край. И пусть именно рыбоводство у нас до сих пор не так сильно развито в силу климатических условий. Сейчас существуют новые технологии, которые позволяют выращивать рыбу в условиях замкнутого водоснабжения, — сказал Александр Чекалин.
Новое направление, перспективная профессия, которую поддерживают на уровне государства, современный учебный процесс, где есть и педагоги, и лабораторная база, и материальное техническое обеспечение, а также индустриальные партнеры, которым нужны новые кадры. Это ли не рецепт востребованной специальности?
Увидеть корпуса своими глазами и задать все вопросы напрямую можно, записавшись на проект «Студент на один день». Подробности на сайте и в группе для абитуриентов «ВКонтакте». Телефон приемной комиссии 8 800 222–06–11.
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», narfu.ru