Начиная с восьмого-девятого класса и вплоть до окончания школы над учениками и их родителями нависает немой вопрос: куда поступать дальше? Каждая семья хочет дать своему ребенку качественное образование, чтобы в будущем он смог найти посильную, высокооплачиваемую работу и быть востребованным на рынке труда. Но какую именно специальность выбрать?
Конечно, в первую очередь нужно оттолкнуться от того, что у выпускника получается лучше всего. Определить это помогут профориентационные тесты, которые сейчас активно проводят в школах. Вторым шагом стоит проанализировать рынок труда, помониторить вакансии и прикинуть, какие профессии будут в топе, несмотря в любое время? Поразмышлять об этом родителям Поморья предложила исполняющий обязанности проректора по образовательной деятельности САФУ имени М. В. Ломоносова Людмила Морозова. Она поделилась своим опытом и видением ситуации и дала несколько ценных советов тем, кто прямо сейчас не знает, на какую специальность подавать документы.
— По вашему опыту, кто чаще всего принимает решение о поступлении на ту или иную специальность — дети или родители?
— Почти в 60% случаев выбор так или иначе делают родители. Они направляют, поддерживают ребенка. Но, к сожалению, взрослые в современном мире находятся в жестких условиях, они вынуждены постоянно работать, и иногда ресурса на то, чтобы сесть и проанализировать, какие специальности сейчас актуальны и что будет востребовано через 10–20–30 лет, просто не хватает. Но сделать это нужно!
— Как вариант, можно оттолкнуться от специальностей, на которых много бюджетных мест, и, соответственно, будет легко поступить?
— Такая логика понятна. Но поступить — это лишь полдела. Чаще всего это серьезные направления, на которых без должной подготовки, желания и понимания, а зачем это всё надо, учиться будет сложно.
Я предлагаю поразмышлять об этом в следующем ключе. Современные реалии, с которыми сейчас столкнулась наша страна, показали, что если мы не обеспечим себя инженерами, айтишниками, людьми, которые смогут заниматься технологическим суверенитетом страны, то большого будущего у нас нет.
Неслучайно Министерство образования и Правительство Российской Федерации несколько лет подряд выделяют такое большое количество бюджетных мест именно на индустриальные, инженерные, инфраструктурные направления подготовки.
Да, конечно, про гуманитарные специальности мы тоже не забываем, но сейчас стране нужны инженеры. Недавно, кстати, я прочитала аналитическую статью, в которой утверждается, что уже в этом году на рынке труда будет перекос среди выпускников гуманитарных направлений. А к 2027 году по целому ряду профессий выпускников-гуманитариев будет в 3–7 раз больше, чем требуется. А значит, найти работу в таких условиях будет очень непросто.
А с инженерами ситуация иная: многих наших выпускников-инженеров буквально с третьего курса начинают бронировать для себя предприятия, которые ищут молодых и энергичных людей с актуальным, современными знаниями. И это понятно: страна переживает индустриальный подъем, производства сейчас активно модернизируются, появляются новые — нужны молодые кадры... Не проходит и дня, чтобы нам не позвонили и не спросили, есть ли специалисты, с которыми можно организовать встречу и рассказать об условиях работы.
— Как думаете, сколько лет еще такой тренд будет сохраняться?
— Современная жизнь показывает, что горизонт планирования у нас сильно сузился. Но я уверена, что тем, кто сейчас переходит в восьмой и девятый класс, можно смело настраиваться на то, чтобы сдавать ЕГЭ по профильной математике. Именно этот экзамен станет ключом к поступлению. То же самое касается и старшеклассников.
Повторюсь, России нужны инженерные кадры, их будут всячески поддерживать на государственном уровне. Кроме всего прочего, это очень патриотично. И здорово, что возвращается престиж инженерного образования…
— К каким еще направлениям стоит присмотреться?
— Абсолютно во все времена в школах будут нужны учителя. В нашем, например, регионе острая нехватка учителей химии, физики, биологии, математики. И если так продолжится дальше, это всё может привести к тому, что естественно-научный блок у нас просто провалится. Так что такие специалисты без работы точно не останутся. Потребность в педагогах сейчас огромная, поэтому контрольные цифры приема по этим направлениям тоже не снижаются.
Кроме того, все мы понимаем, что большинство людей сейчас живут в городах, которые нужно строить, отапливать и освещать. Так что в качестве перспективы можно смело рассматривать строительство, электроэнергетику, генерирующие производства, связанные с жизнеобеспечением людей — работа в этих сферах точно будет.
XXI век — это время химических и биотехнологий. Косметика, фармацевтика, пищевое производство, сельское хозяйство — всё это сейчас востребовано. И там нужны квалифицированные химики и биологи. А еще в топе специалисты, которые будут работать с дефицитом чистой воды.
Как следствие высокого потребления мы будем наблюдать за ростом и развитием различных механизмов рационального потребления ресурсов и более глубокой переработки. А значит, будут актуальны и экологи, и специалисты по климату, гидрометеорологи.
Важно добавить, что в САФУ обучают всем этим специальностям, а программы создаются в связке с ведущими предприятиями арктического региона, учитывая потребности рынка и развитие технологий.
— Несколько лет подряд мы говорим о высокой востребованности ИТ-специалистов. Они всё еще нужны?
— Да, потребность в айти-кадрах по-прежнему высока. В этом году мы суммарно набираем более 230 таких специалистов. Это тоже для страны приоритетное направление. Нужны кадры, которые будут работать в цифровой экономике, настраивать, обслуживать и защищать инфраструктуру предприятий. От банальной настройки аппаратуры для видеозвонка до создания сложных программных продуктов хранения персональных данных и отражения хакерских атак.
Также мы понимаем, что сейчас актуален переход на отечественное программное обеспечение, создание и программирование спутников, написание игр и программ для сферы развлечений и многое другое.
Однако такие специалисты должны осознавать, что учиться придется всю жизнь. Технологии быстро меняются, и будущему специалисту придется быть гибким. Нельзя один раз выучить, что в одних ситуациях «надо нажимать» красную кнопку, а в других — синюю. Придется всегда быть в тонусе.
На мой взгляд, сегодня это одна из самых интересных, но и сложных сфер. Поэтому с нетерпением ждем абитуриентов на востребованные специальности, которые позволят без труда потом найти себе работу с хорошей зарплатой.
— Как родителям донести до своего ребенка, что необходимо посмотреть на перспективу, а не руководствоваться только тем, что интересно здесь и сейчас?
— Оттолкнуться от того, что тебе интересно, — абсолютно нормально. Но надо понимать: то, что тебе интересно сейчас, может не быть перспективным уже через 5, 10, 15, 20 лет.
Также важно понимать, что у малого количества людей жизнь сложится так, что человек выберет себе профессию один раз и потом всю жизнь будет по ней работать. Мир быстро меняется, поэтому важно не только смотреть вперед, но и быть гибким, обучаемым. Абитуриенту — и родитель, как более опытный, может и должен помочь — важно видеть перспективы развития нашего региона, нашей страны. Поступление в вуз — это история про определение «вектора» на длительный период жизни, и искать легкого пути не стоит. Правда в том, что человек развивается, только когда решает трудные задачи.
Да, многие хотят стать блогерами, юристами, бизнесменами. Но нет при этом понимания, что тот же бизнес — это работа 24 на 7, да и журналистика — это сложный каждодневный труд.
Кстати, что касается блогеров, есть ощущение, что сейчас им может быть каждый. И гораздо ценнее, когда человек не просто показывает свою жизнь, а может поделиться чем-то интересным, полезным, экспертным. И тут важно, чтобы в основе была интересная профессия — смотреть или слушать профессионала всегда хочется.
Сегодня у страны приоритетная задача — подъем индустрии. К сожалению, блогеры ее не поднимут. Нужны инженеры, думающие и грамотные, готовые предлагать новые идеи. Конечно, если они еще и расскажут об этом в своих подкастах или роликах — будет здорово, и такие «мягкие компетенции» дает студенту наш университет.
Больше узнать об актуальных направлениях подготовки, а также необходимых документах и порядке поступления в САФУ можно найти на сайте, в группе для абитуриентов во «ВКонтакте» или по телефону приемной комиссии 8 800 222-06-11.
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», narfu.ru.