Власти Лешуконского округа предложили переделать среднюю школу в селе Койнас в основную, то есть оставить только 1–9-е классы. Предполагается, что старшеклассники смогут доучиваться в райцентре, а жить — в интернате. Местные жители категорически против этого. Приводим аргументы обеих сторон.
Решение о смене типа Койнасской СОШ находится на этапе обсуждения. Окружные депутаты рекомендовали управлению образования Лешуконского округа «начать предварительную работу» по переводу школы в статус основной с местными жителями и педагогами.
«О какой подготовке идет речь?»: что говорят местные чиновники
Будущее школы обсуждалось на родительском собрании в конце сентября. Тогда глава управления образования Ольга Кузьмина заявила, что в классах наблюдается тенденция к снижению количества учеников (запись собрания имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред.):
— Кроме того, не все выпускники 9-го класса идут в 10-й. Обычно это не более 50%. Сразу приведу пример. В этом году у вас было 11 девятиклассников, в 10-й класс пришли только 4 человека.
На 1 сентября 2024 года в Койнасской средней школе обучаются 49 человек. В 10-м и 11-м классах учатся 6 человек.
При этом качество образования в школе Койнаса, по словам Ольги Кузьминой, низкое:
— Не все педагоги у вас соответствуют квалификационным требованиям, которое предъявляется именно к педработникам. <…> Качество образования должно стоять на первом плане. О каком качестве мы будем говорить, если учитель математики ведет физику?
В своих аргументах чиновница также опиралась на результаты экзаменов, которые показали школьники:
— По итогам ГИА в 2024 году у вас был один выпускник 11-го класса, он три раза пересдавал экзамен по математике. Хочется сказать, что, если у вас такие слабые ученики, не надо их тянуть до 11-го класса, — предложила Ольга Кузьмина. — <…> Я приведу примеры из прошлого учебного года, когда из пяти девятиклассников при сдаче ГИА по истории и обществознанию четыре не сдали экзамен. О какой подготовке идет речь?
«Наши дети не хуже»: мнение директора
Директор школы в Койнасе Елена Михеева не согласна с тем, что учителя плохо готовят детей к ЕГЭ. По ее словам, коллектив делает всё возможное, чтобы дети получали знания:
— Право учиться до 23 лет дано детям. Сколько было разговоров, что не берут в 10-й класс. Там жалуются, там жалуются. Вам всем хорошеньких [надо]. А где взять гениев? Скажите. Если бы у нас все такие были, у нас и учителям нечего было бы делать. Мы учим всех, кто у нас есть, и рады любому ребенку. Почему мы говорим, что здесь в школе хуже? Экзамены — это лотерея. Кому-то повезло, а кто-то с мыслями не смог собраться. Он, может, учился на 4 и 5, а сдать не может. Сами-то вспомните, как вы экзамены сдавали. <…> Я не снимаю с себя вины. Может, мы что-то не доработали, не подготовили. Но где у нас репетиторы? В Лешуконском все сидят на репетиторах, а у нас готовят учителя, сами. Берем курсы, под завязку. Что, у нас результаты хуже, чем у других? Я думаю, что так же.
Учителя ответственно готовятся. Бывает и на старуху проруха. И учимся, и стараемся. Где-то преуспеваем, где-то нет.
Наши дети не хуже других детей из школ районного центра, областного центра. Знания у них есть, поступают, учатся и в медицинском, и в педучилище, и в САФУ.
Почему родителей всё устраивает
Большинство родителей школьников в Койнасе довольны образованием, которое получают их дети. К примеру, мама одного из учеников Наталья Сиволобова считает, что педагоги здесь даже лучше, чем в некоторых городских школах.
— Коллектив молодой, всего один педагог шестидесятилетнего возраста. Таким даже городские школы не все могут похвастать. Те, у кого нет педобразования, прошли переподготовку. И они тоже хорошие специалисты. Я привезла сюда своего сына учиться, потому что здесь индивидуальный подход хороший и он усваивает материал. У него проблемы с вниманием. В городской школе ему было тяжело. А здесь он прям весь расцвел, — поделилась Наталья.
По словам нашей собеседницы, выпускник школы, который трижды сдавал экзамен, в итоге поступил в филиал мурманского университета. Она добавила, что мальчик попал в приемную семью после детдома.
— Наши учителя, по сути, закрывали дыры в воспитании брошенного ребенка, — считает северянка.
Мнение Натальи разделяет и местная жительница Татьяна Богданова. Она утверждает, что власти сами создают условия, из-за которых люди вынуждены покидать сёла и деревни.
— Я сама воспитывалась в городе, отправляли меня на каникулы в деревню труду учиться, но потом все-таки муж деревенский оказался. Родили ребенка, воспитывали изначально в городе, но, когда сравнили воспитание в деревенской школе, мы поняли, что ему здесь хорошо. Дети прекрасно относятся друг к другу. И учителя стараются, насколько могут, насколько позволяет финансирование. Сейчас начали как раз появляться новые учителя. И тут мы увидели решение, вообще не сопоставимое ни с чем.
Нарисовали нам перспективу, что мы должны все уехать, все, кто рожал тут детей, строил дома, сейчас строит. Получается, мы не нужны там, где мы хотим жить.
Интернат: за и против
В управлении образования окружной администрации считают, что местным школьникам целесообразнее получать среднее образование в техникумах либо переводиться в Лешуконскую школу, которая находится в 120 километрах от села, — в этом случае старшеклассникам придется жить в интернате.
Родители же настаивают на том, что их дети имеют право получать образование рядом с домом.
— У нас по Конституции все должны иметь равные права, а получается, что у нас дети будут в неравных условиях. Одни будут идти домой кушать у мамы, а другие — жить в интернате, — сказала на собрании мама школьника Наталья Сиволобова.
— В интернате прекрасные условия, — ответила ей начальник управления образования Ольга Кузьмина.
В пользу интерната высказалась и замглавы администрации округа по финансовым вопросам Людмила Чурсанова. На родительском собрании она рассказала про свой опыт:
— Я училась в Палащелье (деревне в Лешуконском округе. — Прим. ред.), где было только три класса. С четвертого по одиннадцатый класс я жила в интернате. И что? <…>
В каких условиях жили мы, когда у нас под кроватями бегали крысы.
«Шанс для нашего села»: чего требуют жители
Жители Койнаса с аргументами чиновников не согласились. По их мнению, перевод школы в статус основной означает, что село начнет стремительно вымирать.
— Это поведет за собой то, что молодые семьи, у кого есть дети, будут вынуждены уехать туда, где есть школа со средним образованием. Но это не говорит о том, что они перейдут в районный центр наш, Лешуконский, они, может быть, даже выйдут из нашего Лешуконского округа. То есть опять утечка кадров, проблема демографии никуда от нас не денется. Мы и так вымираем, — отметила директор школы Елена Михеева.
Северяне написали обращение к президенту, в котором просят оставить школу на уровне средней:
— Мы против такого решения, так как школа является стратегическим объектом на селе, если она будет урезана в своих возможностях, люди станут уезжать из села. А у нас впервые за много лет наметилась тенденция на то, что люди возвращаются, приезжают молодые педагоги, приезжают семьи. <…> Средняя школа — это шанс для нашего села. Пожалуйста, не лишайте нас его. Не лишайте наших детей своих родителей при обучении в 10–11-м классах.
Также, по словам жителей Койнаса, окружная администрация должна лучше работать над привлечением молодых специалистов. В пример они приводят учительский дом, который сгорел в 2011 году. Сейчас большинство педагогов снимает жилье.
— Так вот, с 2011 года жители нашего села просят построить дом для учителей на месте сгоревшего. Власти говорят, что не смогли найти подрядчика. Более 10 лет? В наше село готовы ехать люди даже из других регионов, но им негде жить, — пишут северяне.
Полный текст обращения
Уважаемый Владимир Владимирович!
К вам обращаются жители села Койнас Лешуконского округа Архангельской области. 24 сентября муниципальные власти на общешкольном родительском собрании сообщили нам, что планируют убрать в нашей школе средние классы, оставив основную школу. Нашим детям предлагают ехать доучиваться в старших классах в Лешуконском — райцентре. Это 120 км от нашего села. По сути, нам предложили сдавать своих детей в интернат на постоянное проживание, и это в Год семьи! Мы против такого решения, так как школа является стратегическим объектом на селе, если она будет урезана в своих возможностях, люди станут уезжать из села. А у нас впервые за много лет наметилась тенденция на то, что люди возвращаются, приезжают молодые педагоги, приезжают семьи. Если убрать среднюю школу, все они снова уедут, село начнет вымирать ускоренными темпами. Так уже было с деревней Засулье (там закрыли основную школу в 1994 году), так происходит с деревней Ценогора (там урезали образование 10 лет назад). Муниципальные власти ссылаются на ваши слова о том, что образование должно быть качественным. Мы не сомневаемся в качестве образования в нашей школе. Практически все педагоги с высшим образованием, кому было необходимо — прошли переподготовку. Мы видим, как учителя верят в наших детей, как любят их. Мы считаем, что смена типа школы — это забивание гвоздей в крышку гроба нашего села.
1. Просим оставить нашу школу на уровне средней. Средняя школа — это шанс для нашего села. Пожалуйста, не лишайте нас его. Не лишайте наших детей своих родителей при обучении в 10–11-м классах.
Также мы помним ваши слова о том, что качество образования зависит от эффективности работы региональных и муниципальных властей. Так вот, с 2011 года жители нашего села просят построить дом для учителей на месте сгоревшего. Власти говорят, что не смогли найти подрядчика. Более 10 лет? В наше село готовы ехать люди даже из других регионов, но им негде жить. Просто все деньги уходят на создание условий для работы в Лешуконском, а не у нас. О какой эффективной работе местных властей может идти речь?
2. Просим посодействовать в решении вопроса по строительству дома для молодых специалистов в нашем селе.
За последние пять лет управление образования Лешуконского муниципального округа не удовлетворило ни одной заявки от МОУ «Койнасская средняя общеобразовательная школа» о поиске и предоставлении персонала.
3. Просим оказать содействие по привлечению кадров в школу. Сейчас в школе не хватает математика и физика.
Также управление образования, видимо, не читает ФГОС, так как вместо того, чтобы привлекать своих специалистов, которых оно считает высококлассными, на дистанционное обучение, оно предпочитает отрывать детей от семьи.
4. Просим провести разъяснительную работу со специалистами управления образования Лешуконского МО и рассказать им, как можно развивать школы, не закрывая их.
Нашу школу оканчивали разные дети. Отсюда вышли инженеры, врачи, педагоги. Несколько ребят сейчас участвуют в СВО, их дети также учатся в нашей школе. Вышел отсюда и известный русский писатель Арсений Ларионов. Есть в школе ученик с ОВЗ. Все дети и учителя ему помогают в обучении. В школе нет буллинга и агрессии, потому что учителя делают всё возможное для того, чтобы дети росли в любви и взаимопонимании. В школе есть садик, удивительный музей, который мы приглашаем вас посетить. Там рассказывается об истории Русского Севера, который сейчас очень нуждается в поддержке. Наша школа была основана в 1884 году, еще до революции. Нам не хочется верить, что сейчас мы встречаем ее закат. Мы верим, что это еще не конец и что наше село достойно того, чтобы здесь продолжали учить детей до 11-го класса, даже если в нем будет один человек.
Наши учителя умеют и могут идти до конца, раскрывая таланты в каждом ребенке. Теперь судьба школы и всего села находится в руках муниципальных депутатов, которые даже не поговорили с людьми, принимая решение «рекомендовать управлению образования администрации Лешуконского муниципального округа начать предварительную работу по переводу МБОУ „Койнасская средняя общеобразовательная школа“ в статус основной общеобразовательной школы с жителями, проживающими на территории отдела „Койнасский“ и педагогическом коллективом».
Именно такое решение зачитала заместитель главы Лешуконского МО Людмила Чурсанова на родительском собрании. Его принимали без нас, без депутатов от нашего села, без нашего директора.
В России сейчас действует программа комплексного развития территорий. Людмила Чурсанова не ответила вопрос о том, как смена типа школы способствует развитию территории. Также мы входим в Арктическую зону, на развитие которой сейчас выделяются дополнительные средства.
Мы очень хотим, чтобы нас услышали и не ставили на нас крест. Мы здесь, мы есть. Люди Русского Севера. С уважением к вам.
Что нам ответили в Лешуконской администрации
Редакция направила запрос в администрацию Лешуконского округа. Там сообщили, что решение об изменении типа Койнасской СОШ пока не принято и вопрос о целесообразности этого только прорабатывается. При этом чиновники считают, что при смене типа школы права учеников, родителей и коллектива нарушены не будут.
Мы уточнили, действительно ли в администрации считают, что детей «не нужно тянуть до 11-го класса», раз они всё равно плохо сдают экзамены. Вот что нам ответили на это:
— Выпускники девятого класса неохотно выбирают обучение в десятом классе; так, в 2023/2024 учебном году 9-й класс окончили 11 человек, а в 10-й класс пришли только 4 человека, т. е. менее 50%, и это ежегодно. К 2026/2027 учебному году численность обучающихся в школе в 10-м классе планируется 3 человека, в 11-м классе не планируется вообще.
Власти Лешуконского округа посчитали нужным сообщить и о проблеме с поиском квалифицированных кадров:
— Школа два года подряд участвовала в программе «Земский учитель» по введению педагога — учителя математики, но никто не заявился. В школе работает один учитель математики, который имеет нагрузку в семи классах среднего и старшего звена, он же является директором школы. <…> Таким образом, целесообразным является вариант организации обучения в крупных школах, имеющих соответствующий уровень подготовки педагогических кадров, а также материально-технические условия.
По данным управления образования, из 12 педагогов Койнасской СОШ 4 не имеют педагогического образования. А учебная нагрузка на одного учителя составляет от 25 до 34 часов.
Мы также спросили, как школьники будут добираться в Лешуконское и жить там, если старшие классы в Койнасе всё же уберут.
В администрации ответили, что для проживания школьников в райцентре имеется благоустроенный интернат, в котором сегодня проживают 12 детей. Старшеклассники смогут находиться там с понедельника по пятницу. Довозить их домой и обратно планируется на школьном автобусе.
При этом проживание в пришкольном интернате не бесплатное. За содержание детей придется платить родителям. Размер платы в администрации округа не уточнили, но добавили, что средства на питание детей в интернатах предусмотрены бюджетом.
Всего на образование в 2024 году из бюджета Лешуконского округа выделена 41 тысяча рублей (из них 23 тысячи рублей — субсидия областного правительства). Будет ли сокращен либо увеличен объем финансирования в 2025 году, пока неизвестно — бюджет еще не сформирован.
Что касается строительства нового жилья для учителей, которого так ждут местные, то оно действительно планировалось. Правда, давно.
— Информация о потребности в жилье для учителей, лишившихся жилья в результате пожара, была доведена до руководства области, депутатов <…> [профильных министерств]. Силами районной администрации сформированы земельные участки для строительства трех двухквартирных благоустроенных домов, — сообщили в администрации Лешуконского округа.
Проектная документация была полностью готова, также на месте уже провели инженерные изыскания. Проблема была в финансировании, и аукцион был признан несостоявшимся, так как на него никто не заявился.
— Попытки заключить контракт с единственным поставщиком тоже не увенчались успехом, так как желающих строить за такую цену в труднодоступной местности не нашлось.
В областном бюджете на 2013 год предусмотрели финансирование на приобретение 6 служебных квартир в Койнасе по цене 30 тысяч рублей за кв. м. Также планировалось софинансирование из местного бюджета на 500 тысяч рублей.
В следующие годы ассигнования на эти цели в областном бюджете не предусматривались. Бюджет Лешуконского муниципального округа является высокодотационным, и предусмотреть средства для строительства или приобретения квартир в с. Койнас является невозможным.
Что нам ответили в Минобре
Мы также обратились в Министерство образования Архангельской области, чтобы получить ответ по ситуации в Койнасе. Там подтвердили, что решение о реорганизации Койнасской СОШ еще не принято.
В министерстве добавили, что по закону реорганизация или ликвидация муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям местных органов власти и не допускается без учета мнения жителей.
Редакция 29.RU поинтересовалась, на каком максимальном расстоянии должна находиться школа от места жительства ребенка. В Минобре сослались на нормы Роспотребнадзора. Согласно им, от школ до жилых зданий должно быть не более 500 м. Но если город плотно застроен либо это труднодоступная местность, тогда расстояние не должно превышать 800 м. В сельских поселениях школы должны быть удалены от домов не более чем на километр.
Однако есть нюансы. Если сельская школа находится дальше, чем разрешает Роспотребнадзор, то детей должны довозить туда и обратно.
— Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей, — пояснили в Минобре.
При этом в регионе есть сельские школы, где можно получить только основное образование.
— Отсутствие в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, 10–11-х классов обусловлено малочисленным контингентом обучающихся или их отсутствием, — пояснили в Министерстве образования.
Поэтому в Архангельской области существует практика проживания детей в пришкольных интернатах. По данным Минобра, в регионе работают 33 интерната, в которых живут 304 обучающихся.
Содержание детей в интернатах должно включать обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и хозяйственно-бытовым обслуживанием, а также присмотром и уходом за детьми в группах продленного дня. За всё это учреждение вправе устанавливать родительскую плату. Также учредитель можно снизить размер платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей.
Мы также спросили, как Министерство образования поддерживает качество образования в селах и какие льготы предусмотрены для учителей в сельских школах.
В Минобре ответили, что педагогам в сельской местности возмещают расходы на оплату жилья, отопления и освещения, а также расходы по оплате твердого топлива в домах, не имеющих центрального отопления:
— Данные меры поддержки распространяются в том числе и на педагогических работников, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах.
Смогут ли ребята в Койнасе получать среднее образования в стенах родной школы и дальше — вопрос открытый. Редакция продолжит следить за развитием событий в селе.
А как вы считаете, нужно ли оставлять старшие классы в сельских школах?
Маленькая наполняемость классов характерна не только для сельских школ. Например, школа на острове Бревенник, который является частью Архангельска, выпустила в 2023 году всего 13 учеников. Мы показывали, как это было, в нашем репортаже.