В начале ноября с космодрома «Восточный» на околоземную орбиту отправился первый спутник, созданный руками школьников Поморья. У аппарата, который называется ArcticSat-1, нет ни крыльев, ни двигателя. Визуально он вообще выглядит как небольшая пластиковая коробка. Зато внутри у него много полезных модулей и датчиков, которые передают на Землю важную информацию. Как ребятам удалось поучаствовать в создании необычного космического аппарата? Сколько спутник пробудет на орбите? И какие данные он сможет собирать? Все ответы — в материале.
Возможность поучаствовать в интересном проекте студентам и школьникам региона предоставил САФУ. Уже три года в университете, на базе IT-парка «Цифровая Арктика», работает дополнительная общеразвивающая программа «Основы космонавтики и спутникостроения». Попасть на курс может любой желающий ученик 7-10 классов, причем абсолютно бесплатно. Главное — зарегистрироваться и пройти тест. Следующий набор в университете планируют объявить в начале 2025 года. Следить за анонсами можно в группе Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем «ВКонтакте».
— Спутник — не самоцель, главное для нас — это вовлечение школьников и студентов в научно-техническое творчество, чтобы ребята развивались и могли получать новые компетенции в области разработки электронных средств, программных продуктов и науке в целом, — объяснил руководитель проекта, профессор кафедры информационных систем и информационной безопасности ВШИТАС САФУ Роман Алешко.
Тем не менее, собрать своими руками настоящий спутник, а потом поехать на космодром и наблюдать за запуском огромной ракеты из первых рядов, — такая возможность выдается далеко не каждому ребенку. И от нее, конечно, ребята были в восторге. Так, вместе с руководителями проекта на космодроме побывали: ученик 8 класса Заостровской средней школы Александр Корзин, учащийся 8 класса Архангельского государственного лицея Кирилл Сидоров, восьмиклассник из школы №20 Андрей Хомицкий и одиннадцатиклассница гимназии №3 Полина Беловицкая.
Ранее ребята создали спутник меньшего размера, который запустили с помощью воздушного шара в стратосферу на высоту 25 километров. Как вспоминают сами школьники, самым сложным было правильно собрать и припаять все датчики.
— Спутник пришел к нам в разобранном состоянии, в черном ящике, где были разные компоненты — микрочипы. Когда мы первый раз все спаяли и соединили, он у нас сгорел, потом мы снова все перепаяли по новой. Но в итоге все получилось, — вспоминают ребята.
Проект САФУ по спутникостроению для школьников поддержал Фонд содействия инновациям. Вуз оказался в числе немногих университетов России, чью заявку одобрили. Фонд помог закупить платформу — основу для спутника, которая включает несколько обязательных систем. Например, блок для связи, питание от аккумуляторных батарей, которые заряжаются от солнечных панелей, и главный вычислительный модуль — процессор. Затем команда добавила в аппарат другие необходимые датчики, интересующие САФУ.
— Сейчас спутник находится на высоте примерно 500 километров, на полярной орбите, что удобно для нас с точки зрения получения данных. Сам запуск происходил так: когда ракета выходит в космос, из головного обтекателя вывели большие спутники, а после из контейнеров пружиной выстрелили маленькие аппараты, в том числе и наш. После этого спутник вышел на орбиту прямо в таком виде и теперь там вращается, подзаряжаясь, когда проходит по солнечной стороне. Внутри у него есть система стабилизации, которая позволяет скомпенсировать вращение вдоль каждой из осей, — объяснил инженер университетского центра космического мониторинга Арктики и наставник ребят Сергей Медведев.
Теперь на приемную станцию, расположенную в Центре космического мониторинга Арктики САФУ, операторы два раза в день получают данные с аппарата. Они поступают, когда спутник по меридиане проходит мимо полюса в 9:00 и 21:00. Среди тех, кто принимает данные, — оператор центра управления полетами Евгений Евгеньев.
— Спутник облетает Землю за 90 минут. Сейчас мы получаем полный пакет данных, начиная с тех, которые говорят о состоянии самого аппарата. Например, напряжение аккумулятора, ток в солнечных панелях, температура внутри аппарата и другие. А позже сможем извлекать информацию о состоянии полезной нагрузки, которая позволяет определить космическую погоду. Эти данные могут сообщить о магнитных бурях и важны как для операторов космических аппаратов, так и для жителей Земли. Также спутник оснащен приемником АИС — это система передачи информации с морских судов, — объяснил Евгений Евгеньев.
В планах САФУ создать информационную систему, которая будет анализировать полученные данные и предупреждать о неблагоприятных явлениях космической погоды и магнитных бурях. Кроме этого, в вузе хотят поработать с системой данных АИС на Северном морском пути, — связать информацию с ледовой обстановкой и помочь судам с логистикой. Помимо этого, спутник оснащен обзорной камерой с пространственным разрешением 250 метров на пиксель.
Запущенный спутник сможет пробыть на орбите от двух до пяти лет. После этого он начнет падать и просто сгорит в атмосфере, не добравшись до земли. Однако за время работы он сможет передать много полезных данных, а к тому моменту, возможно, школьники вместе с САФУ запустят в космос новый более современный аппарат.
Исполняющий обязанности ректора САФУ Павел Марьяндышев встретился с командой проекта и расспросил о запуске и деталях конструкции спутника.
— Даже мне как дилетанту в спутникостроении было все понятно и очень интересно узнать о вашем проекте. Так держать! То, что вы делаете, полезно для дальнейшего исследования Российской Арктики, а, значит, спутникостроение продолжим развивать. Уверен, впереди — еще много побед, — сказал Павел Марьяндышев.