27 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +15°С

«Все истосковались» по школе: прямой эфир в День знаний — о деньгах для учителей, обедах для учеников и ЕГЭ

На вопросы 29.RU ответил и. о. министра образования региона Юрий Гнедышев

Поделиться

Торжественные линейки прошли не во всех школах региона

Торжественные линейки прошли не во всех школах региона

Возможно, этот День знаний был волнительным не только для первоклашек — ученики постарше в последний раз бывали там весной, до введения коронавирусных ограничений. Что нового будет в учебном году для педагогов и школьников, мы спросили у и. о. министра образования Архангельской области Юрия Гнедышева. Пригласили его в прямой эфир Instagram. Говорили не только о профилактике коронавируса, но и о результатах ЕГЭ, зарплатах учителей, бесплатном питании, ремонте и строительстве школ.

Видео: Элла Микушева

1

О профилактике коронавируса в школах

В первую очередь мы спросили, как школы в городах и районах готовились к работе в новых коронавирусных условиях.

— Мы разделять должны на две составляющие. Одна составляющая — это закупка всевозможного оборудования. Это у нас таких три направления: это рециркуляторы (обеззараживатели воздуха), термометрия и дозаторы для обработки рук. Соответственно, со всеми муниципалитетами мы отработали, со своей стороны мы внесли небольшие изменения в законодательство наше региональное и сделали допуск о том, что на эти цели можно расходовать средства субвенции. Плюс у нас с Единого государственного экзамена осталось достаточно большое количество такого оборудования. Ну и муниципалитеты за свой счет закупали. Мы в пятницу по всем муниципалитетам собрали информацию, у кого сколько есть. В принципе, все должно быть нормально. Мы не можем проконтролировать, где они конкретно стоят, как используются, марка и так далее. Это уже на уровне муниципалитета. Муниципалитет с территориальным органом Роспотребнадзора приходит в конкретную школу, смотрит, консультирует. По общему количеству — все хорошо, около дела. Единственное, у нас были вопросы по двум муниципальным образованиям — по Шенкурскому району и Новодвинску, где нам показалось, что количество меньше, чем нужно. С коллегами вчера связались — у них достаточно хорошие были поставки именно 31-го числа. Ну и вторая часть — организационная, так называемое разделение потоков. Здесь точечная ситуация в каждой конкретной школе. Перед завучами и так стоит сложная задача при составлении расписания. В этом году задача эта еще усложнилась. То есть закрепление классов за отдельными кабинетами, вот такое разделение потоков, начало уроков в различное время для различных групп классов. Если разделить начало уроков, то разделятся и перемены. Здесь мы будем смотреть непосредственно в полевых условиях, как и кто с этой задачей справился, — ответил Юрий Гнедышев.

Он добавил, что маски и перчатки обязательны только для работников столовой и для обслуживающего персонала.

2

О торжественных линейках в школах

Утром представители власти посетили школьные линейки и классные часы. Мы поинтересовались, как, с какими чувствами школьники вернулись в учебные заведения после нескольких месяцев «удаленки».

— В 21-й гимназии торжественной линейки не было. Мы дали добро на торжественные линейки, вместе с Роспотребнадзором долго эту тему обсуждали. Дали добро на линейки для первых, одиннадцатых классов, потому что для них это действительно торжественный момент. Но за исключением школ, у которых нет огороженной территории, чтобы это не было на проезжей части, за территорией школы. В городе Архангельске линейки прошли не во всех школах. А классные часы во всех школах прошли. В принципе, видно, что все с удовольствием в школе. Особенно не первоклассники, кто не первый раз — они уже в школе были. Пять месяцев прошло, все истосковались. Все в хорошем настроении и на позитиве.

Линейки разрешили там, где есть огороженная пришкольная территория

Линейки разрешили там, где есть огороженная пришкольная территория

3

О стоимости обедов для младших классов

С 1 сентября ученики 1–4-х классов будут обедать в школе бесплатно. Всего на питание детей в начальной школе в Поморье потратят 240 миллионов из федерального бюджета и еще 88 миллионов рублей — из областной казны.

— Иногда смущает людей цена. Говоря, что 73 рубля 52 копейки (за одну порцию. — Прим. ред.) — это недостаточная цена для нашего региона. Но сделаю важное замечание, что это средства именно на продукты питания. То есть в этой цене нет оплаты труда поваров и всего обслуживающего персонала столовой. А для коммерческих организаций — это добрая половина цены. Поэтому если 73,53 умножить на два, то получится нормальная цена для одноразового приема пищи. Здесь у нас есть нюансы: в части муниципальных образований весь обслуживающий персонал и повара находятся на муниципальном бюджете, и проблем нет. А там, где аутсорсеры оплачивают или какие-то сторонние организации, здесь, наверное, необходимо софинасирование муниципального бюджета.

Мы не планировали заходить в третьей гимназии в столовую. Но, когда шли мимо, решили все-таки заглянуть. Как раз детки постарше кормились там — класс 3–4-й, точно не первоклассники. Меня порадовало, что они все едят, тарелки пустые, ложками стучат. Вроде процесс запущен. Соглашение на получение федеральных денег заключено. Сейчас под обязательства и сами школы, и аутсорсеры начали кормить. У нас созданы телефоны горячей линии. В каждом муниципальном образовании мы тоже решили сделать телефон горячей линии, чтобы действительно быстро реагировать на замечания.

4

О продуктовых наборах для тех, кто не будет бесплатно питаться в школе

Но не все ученики имеют возможность обедать в школе. И не потому, что не хотят, — в некоторых учебных заведениях просто нет технической возможности.

— У нас есть 18 малокомплектных школ, где никогда не было столовой. Там, в принципе, и организовать ее и экономически нецелесообразно, и плюс там работать по большому счету некому. В 18 школах учится 80 ребят, родителям их будут предоставлять наборы продуктов питания. Они согласованы с Роспотребнадзором. Это у нас 7 муниципальных образований. В остальных возможность есть ребят кормить в привычных условиях.

Что же из себя представляют эти продуктовые наборы?

— Здесь продуктовые наборы для приготовления горячей пищи дома. Это может быть какая-то греча, такие вещи. Каждый муниципалитет отрабатывает самостоятельно. У нас была мысль сделать какое-то единое меню хотя бы для этих детей хотя бы на региональном уровне. Но мы столкнулись с тем, что муниципалитеты не очень этой идее порадовались. Разные муниципалитеты — разные цены. Будем смотреть, чтобы они были качественными, чтобы не было нареканий. Тоже можно обращаться по телефонам горячей линии, если что-то будет не устраивать, — сказал Юрий Гнедышев.

5

Вырастут ли зарплаты учителей?

— В этом году важное нововведение — это доплата за классное руководство. Но я хотел бы отметить, что у нас регион северный. Соответственно, эти пять тысяч будут со всеми северными надбавками. И если взять эти надбавки и на пять тысяч умножить, будет достаточно хорошая прибавка к заработной плате именно классным руководителям, которые несут большой функционал. И опять же здесь есть еще один телефон горячей линии, чтобы при введении этой федеральной выплаты не пострадали — педагоги ведь и так получали за классное руководство в каждой школе в соответствии с положением о зарплате, чтобы это не изменилось и не уменьшилось. Для нашего региона — это более 10 тысяч рублей с учетом районных коэффициентов, — уточнил и. о. министра.

6

О нехватке педагогов

— Нехватка есть. У нас есть топовые предметы, у которых самая сложная ситуация, — это физики, математики, химики, биологи. Проводя педсовет, особенно много говорили о том, чтоб использовать прежде всего возможности целевого набора. У нас есть различные акции — «Педагогический дебют», «Педагогический десант», где мы молодых студентов, скажем так, приманиваем на работу в школу, показываем, что это не страшно. Сейчас мы были в 21-й гимназии, в первом классе. Была молодая учительница, которая только первый год работает. Видно, что она опасается, есть такие переживания. Я надеюсь, что она будет работать, не уйдет, — говорит Юрий Гнедышев.

Он вспомнил, как сам начинал работать в школе, хотя поначалу эта идея ему не нравилась:

— Я в свое время, окончив пединститут, категорически не хотел идти работать в школу, полгода занимался другими делами, искал себя. И потом пришел работать в школу, если сейчас идут какие-то повышения зарплаты, в 95-м году вообще зарплату не платили. Я первую зарплату получил, полгода отработав, и у меня в семье удивлялись: «Ходишь-ходишь, принеси хоть что-нибудь». И была сложная ситуация и обстановка в стране. Я не мог представить себе, что этих ребятишек, которые в меня поверили, душу открыли, спустя полгода или год брошу и скажу: «До свидания». У меня рука не поднялась. Я в школе 23 года отработал. Я думаю, с одной стороны, конечно же, надо улучшать условия и заработную плату поднимать, но, и с другой стороны, это, конечно, призвание.

7

Капремонт и строительство школ

— У нас по такому серьезному капитальному ремонту — это девятая школа. В этом году на нее было выделено 85 миллионов рублей. Сейчас идет разговор о переносе части средств с 2021 года на 2020-й. Идут такие переговорные процессы, и подрядчик заинтересован, чтобы больше работ сделать в 2020 году. В 2021 году, по-моему, 240 миллионов. Большая часть из этого — федеральные средства. По девятой школе процесс так активно движется. Надеюсь, что удастся в 2021 или 2022 году школу эту открыть и разгрузить центр Архангельска, который у нас переполнен школами, и закрытие девятой школы для нас, скажем так, дополнительная головная боль.

А так у нас в основном текущие ремонты. Несколько школ строится. В Котласе строится новая, в Ильинско-Подомском строится начальная школа, по нацпроекту «Образование» строятся у нас несколько школ. Иногда у нас строительство школ не приводит к уменьшению количества детей на второй смене, но тут нужно смотреть, в каких муниципальных образованиях строительство нового здания необходимо и даст эффект по разгрузке второй смены или по уходу из аварийных зданий.

Ремонт в школе № 9 продолжается. Ее откроют не раньше 2021 года

Ремонт в школе № 9 продолжается. Ее откроют не раньше 2021 года

8

Как повлияло дистанционное обучение на баллы ЕГЭ

Дистанционное обучение в школах из-за коронавируса не сказалось отрицательно на результатах ЕГЭ в Архангельской области. В целом средние баллы за экзамены по выбору у школьников региона выше, чем в последние два-три года. По сравнению с прошлым годом стало больше стобалльников — 51 выпускник 2020 года против 32. Об этом рассказал Юрий Гнедышев:

— Средний балл по всем предметам выше, чем в прошлые года. Иногда говорят: «В этом году сдавали только те, кому надо поступать». Единственное — здесь нельзя сравнивать средний балл по русскому языку, потому что русский язык сдавали все. А с экзаменами по выбору в связи с этими изменениями условий сдачи ЕГЭ у нас серьезного оттока детей не произошло. То есть кто выбрал — он и так планировал поступать, так что здесь корректно сравнение с прошлыми годами. И практически по всем предметам у нас вырос средний балл. У нас очень много стобалльников — 51 по русскому языку, в прошлом году было 33. Такой достаточно серьезный рост. Мультистобалльников, ребят, которые набрали 100 баллов больше чем по одному предмету, у нас шесть человек. Четыре в Архангельске, один в Северодвинске и один в Мирном. В прошлом году таких было три.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!