Режиссер: Джон Фавро
В ролях: Роберт Дауни Мл., Гвинет Пэлтроу, Терренс Ховард, Джефф Бриджес, Хилари Суонк
«Все мы в душе немного дети», – повторяют из года в год взрослые дяди и тети по разным поводам. Очередная причина для таких разговоров появилась на свет 30 апреля, когда на экраны страны наконец-то вышел долгожданный «Железный человек».
Сюжет картины, надо сказать, крайне незамысловат. Циничный миллиардер и известный ученый Тони Старк, снабжающий новыми разработками оружия весь мир, попадает в плен к безжалостному, но недалекому умом противнику. На пороге возможной смерти Старк вдруг понимает, что вел свою жизнь неправедно, и решает перекроить жестокий мир на свой лад. В результате герой быстро изобретает платиновую сенсацию, спасается из заточения, разносит в пух и прах вражеских солдат и возвращается к несравненной Гвинет Пелтроу, сыгравшей его бессменную помощницу.
– Пеппер, у тебя сегодня день рождения.
– Да, именно сегодня. Впрочем, как и каждый год в этот день.
– Купи себе от меня подарок.
– Уже купила. У вас хороший вкус, Мистер Старк.
Дальнейшие подвиги Железного Человека вполне сопоставимы с приключениями Супермена или, скажем, Человека-паука. Не суть важно. Главное в фильме – компьютерная графика, которая выполнена на отлично. А если при этом авторы еще не забывают о развитии сюжета, более того, несут в зрительный зал дополнительный информационный посыл – честь им за это и хвала.
Правда, что касается последнего – Америка со своей суперидеей мирового господства и угрозой самого наисовершеннейшего оружия уже набила оскомину. Опять же заокеанский враг так и не сменил привычных очертаний: непримиримый взгляд Голливуда по-прежнему направлен на знойный песчаный Восток. Чернявый неопрятный противник с орлиным носом, озлобившись на прогресс, зачем-то истребляет мирных жителей из собственных аулов. Преисполненные горя жены и дочери избиваемых арабов с надеждой поглядывают в безоблачное голубое небо. И, естественно, оттуда просто не имеет морального права не появиться спасение.
Облаченное в железо и обремененное всеми мыслимыми и немыслимыми новинками техники существо европейской наружности начинает спасать направо и налево мужчин и женщин, стариков и детей. С честью исполнив долг, оно неузнанным исчезает огненной точкой в облаках, чтобы продолжить там добродушный бой с американскими ВВС. Само собой, среди военных пострадавших обнаружено не будет.
Но все было бы слишком просто – а где же Настоящий враг? Умный, безжалостный, да такой, чтобы «с тобой одной крови»? И в этом вопросе мировой блокбастер не позволил себе выйти за рамки приличия. Злодей появится с первых секунд фильма, но в законченного негодяя выкристаллизуется только во второй половине картины, где непременно даст последний бой Добру. Отгадайте с трех раз, в чью пользу закончится битва технологий будущего?
– Старк, вас называют Леонардо да Винчи нашего времени.
– Это бред. Я рисовать не умею.
– А как вам нравится «Мистер Смерть»?
– О, гораздо больше...
И все-таки почему, несмотря на стопроцентную предсказуемость и сюжетную элементарность, «Железный человек» влечет к себе и взрослых и детей? Думаю, ответ в самом начале: все мы родом из детства, вы не забыли? Ведь по какой-то причине мы не переключаем на новости те же «Приключения Петрова и Васечкина» или заставляем наших малышей смотреть «Тайну третьей планеты»? Наверное, пытаемся поделиться с ними чистотой нашего детского мира, где все плюсы и минусы четко разложены по полочкам и побеждает непременно добрый и справедливый, а не сильный и расчетливый. Других вариантов просто не существует, иначе мир перестает нести в себе смысл. Впрочем, так же, как становится бессмысленным и наше воспитание. В сказках обязательно должны побеждать Иваны Царевичи, Алисы Селезневы и Железные Дровосеки. Благо, их не перестают играть талантливые актрисы и актеры.
– Орала мы не куем. Мы куем мечи.
– Но мы можем производить другое!
– Что? Пуленепробиваемые памперсы?
Так, в нашем случае персонаж Роберта Дауни-младшего искренен перед детьми и открыт для их родителей. Он не боится пошутить над собой, еле заметно усмехнуться над взаимоотношениями взрослых – но так, что будет понятно только им. Героиня Гвинет Пелтроу (Пеппер Поттс) олицетворяет постоянство, доброту и любовь. Ради таких добродетелей девушка готова идти в огонь и в воду: скачивать у врага необходимые Старку файлы и изящно нестись на высоченных каблуках, обгоняя мужчин из спецотдела. Внешностью роковой женщины она не обладает, но чем дольше Тони живет с этой неброской красоткой, тем больше привыкает к ней. А от настоящей привычки, как известно, очень сложно избавиться. Проще влюбиться и перестать собирать приключения на свою голову.
Однако теперь в жизни Старка бушует одна, но пламенная страсть. Не к светловолосой помощнице. И не к правосудию. Доживший лет до 40 мальчишка попросту не наигрался когда-то в трансформеров. А тут как раз представляется блестящий случай вспомнить любимую забаву. Опять, как и прежде, он может летать, стрелять, взрывать и спасать. Но уже не карандашом на листе бумаги, а по-настоящему, по-взрослому. И, кстати, судя по всему, не наигрался в бирюльки не один Тони Старк.
С удовольствием окунулись в давно забытые эмоции режиссер Джон Фавро и восемь сценаристов фильма, передав восторг от победы в войнушке зрителю. В итоге перед нами – кино, интересное от начала до самого конца (хотя не берусь утверждать, что женская половина зала, так же, как мужская, затаив дыхание, следила за битвой титанов). Это качественный примитив, но не больше. Он не научит ничему плохому и лишний раз повторит избитые истины. Игрушечное кино не посеет и капли сомнения в голове, разве что станет немного обидно: почему я не мальчик и мне не 10 лет... А то удовольствие от просмотра было бы гораздо многограннее.