Многослойный, неоднозначный, очень музыкальный и ломающий шаблоны даже самого искушенного зрителя – таким стал новый хит Молодежного театра по скандальной пьесе современного драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, смело и без цензуры. Первые показы прошли в этот уик-энд – 22 и 23 апреля. А на предпоказе, который состоялся в пятницу, 21 апреля, на вопросы о своем новом спектакле подробно ответил журналистам режиссер Максим Соколов.
Максим Соколов – театральный режиссер, выпускник РУТИ-ГИТИС (мастерская Т. В. Ахрамкова, Ю. В. Йоффе) и СПБГАТИ (мастерская С. Д. Черкасского). С августа 2015 года является главным режиссером Пермского ТЮЗа. Активный участник всевозможных режиссерских лабораторий, В 2013 году с эскизом спектакля «Дневник 12-летнего. Пиранья» А. Руденко победил в проекте «Открытые двери» в Архангельском молодёжном театре совместно с РАМТом, благодаря чему и начал ставить спектакли на архангельской сцене. Здесь им поставлены также такие спектакли, как «Вий», «Месяц в деревне», «Волшебное зеркало тролля».
Спектакль-выстрел, спектакль-энергия, спектакль-высказывание о душе, которая есть, но каждый прячет ее от других и себя самого в маленькой коробочке в дальнем углу письменного стола. А потом идет на работу, где он – обычный менеджер, выпивает с друзьями, ест, изменяет жене, возвращается, ложится спать, снова идет на работу. Горы слов, горы дел, необходимых либо для банального поддержания жизни, либо вообще неизвестно для чего. Но настанет момент, когда та коробочка взорвется и предъявит своему хозяину его истинное «я» – и об этом спектакль.
Режиссерским решением перед зрителями разыграли миракль – средневековую мистерию, где опорная точка тому, что действо состоялось, – явление чуда. В «Пьяных» Максима Соколова чуда во спасение не происходит ни для кого, и опора зрителю дана лишь в том, чтобы самому найти ответы на свои вопросы в водовороте бессмысленных событий.
– «Ты не один на дне» – мы даже вынесли эти слова в программку к спектаклю. Сама пьеса – это постмодернистский текст о том, что человеку сейчас хотелось бы верить во что-то: кому-то – в пончики, кому-то – в нечто другое. Спектакль – это мой набор болевых точек, моего опыта, ходов, запаха из детства, – рассказал режиссер Максим Соколов.
В спектакле, как и в пьесе, сложно выкристаллизовать одну сюжетную линию, она вся собрана из разнящихся картинок личных жизней людей, которых объединяет немногое – все они пьяны и неконтролируемо честны: тут и вечный любовный треугольник (Яна Панова, Евгений Шкаев, Наталья Малевинская), последний день холостяцкой жизни с вызовом проститутки на мальчишник (Евгения Плетнева и студенты заочного актерского курса при театре), случайные признания в патологической неверности супругов (Максим Дуплик, Полина Третьякова, Александр Берестень, Ольга Халченко) и судьба директора крупного кинофестиваля, что брал от жизни все, а теперь борется с раком (Илья Глущенко). Каждый здесь ищет своего бога, символ веры, свой свет в этой окружающей пошлости и грязи, но все равно тонет в своих грехах – не зря в конце сцену, где два часа искали смысл, буквально затягивает мыльной пеной.
Семь смертных грехов отображены в сценографии спектакля. Всплывающий на двух больших экранах текст подводит новых героев на сцене к принадлежащим им грехам. Дважды на экранах загорается «Гнев».
– Гнева очень много, и это большая сила: градус напряжения общества огромный. Я даже не про соцсети, это реальные страсти, когда люди рвут друг друга на части и режут на куски, – говорит Максим Соколов, хотя тут же замечает, что акцента именно на этом грехе сделано не было.
Пространство сцены решено просто и геометрично (сценография – Анастасия Юдина): зрители и артисты разделены стеклянной рамкой, которая то превращает сцену в некий музыкальный ринг, то дает увидеть в неясном отражении себя. Об алкогольном угаре обстановка не кричит – по углам лишь расставлены кулеры с вином. Вопрос создания плавающего перед глазами мира постановочно решили тоже просто: для Соколова не было самоцелью показать качающихся от выпитого людей – почву из-под ног выбивают всего несколько предметов обстановки: длинный стол грубой ковки и несколько гимнастических мячей.
Как и недавнюю премьеру «Месяц в деревне», эту отличает подчеркнутая музыкальность. В рэп и R'n'B-композиции «упаковано» языковое своеобразие текста Ивана Вырыпаева – ритмичного, построенного на бесконечных повторах слов. По словам режиссера, на такой музыкальный стиль его с актерами выбросило как-то само собой, подсказал ритмический рисунок текста пьесы.
– Я не фанат рэпа. Но Вырыпаев сам создает текст как танец, как ритм. Мы долго искали, потом всплыла эта музыка? и всё разложилось. Хотя вначале был просто речитатив, который уже потом выбросило в рэп-исполнение, – отметил Максим Соколов.
В России громкие постановки по пьесе Вырыпаева представили и Центр имени Мейерхольда, и МХТ имени Чехова (Москва), и БДТ имени Товстоногова (Санкт-Петербург). За такого современного по звучанию автора и его смелое воплощение практически без купюр (в спектакле звучит ненормативная лексика) в Архангельске взялись впервые.
Фото: Фото Сергея Сюрина и со страницы Максима Соколова / Vk.com