В уходящем 2017 году в Архангельске заговорили о возрождении цирка. К обсуждению вопроса подключились власти, историки, архитекторы и городские активисты. В центре города, на Троицком проспекте, уже 28 лет стоит одряхлевший железобетонный гигант, некогда принимавший именитых клоунов, дрессировщиков, акробатов. Об истории архангельского цирка и шансах вернуть городу зрелищную феерию — в нашем материале.
Куда уедет цирк?
Вспомогательные постройки Архангельского государственного цирка давно сданы под склады, а в бывшем слоновнике работает автосервис. При этом внутри здания до сих пор сохранились элементы былого могущества — запыленные кресла трибун, потемневшие пюпитры.
Реанимировать здание пытались несколько раз — никогда не получалось доказать, продвинуть идею. Но, как заявил в октябре глава города Игорь Годзиш, цирк нужен северянам, и, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Начались переговоры с Росгосцирком, которому принадлежит здание и участок под ним. Доведут ли идею до ума — не ясно, пока речь идет лишь о неизвестном инвесторе, готовом вложиться в строительство, а срок для принятия решения ограничивается годом.
Последнюю серьезную попытку продвинуть идею нового цирка в Архангельске предприняли в 2012 году, но на этапе согласования с Росгосцирком она провалилась.
— Даже такие крупные города, как Архангельск, не в состоянии окупить содержание цирка — экономики здесь нет. В этой ситуации родилась идея создания цирка нового поколения, который включил бы проведение эстрадных концертов, чемпионатов по популярным видам борьбы, бокса. По-другому цирки не выживают сейчас, занимаясь только одним направлением. Нашу идею мы проталкивали в «Росгосцирке», но там были свои внутренние перипетии — реализовать не удалось. Даже в тех ценах такое строительство оценивалось в 3,5 млрд рублей, сегодня оно уже меньше 5–6 млрд стоить не будет. За счет бюджета в наших условиях сделать это абсолютно не реальная вещь. Оптимально для такого проекта — государственно-частное партнерство. Есть смысл еще раз зайти с этой темой, — рассказал архитектор, готовивший проект в 2012 году, Дмитрий Яскорский.
По его мнению, самое большое сомнение для всех, кто берется за возрождение цирка, — малая численность населения Архангельска и его агломерации, хотя на это можно ответить примером Тульского государственного цирка, который недавно реконструировали, при этом население Тулы — всего около 480 тысяч человек.
Пока же вопрос о том, что же будет здесь, в центре города, повис в воздухе. До последнего времени власти озвучивали только один вариант эстрадно-цирковой площадки, а на одной из последних встреч с журналистами директор департамента градостроительства администрации Архангельска Михаил Елагин рассказал уже о неком общегородском комплексе.
— Надо понимать, что сегодня нам нужен и лед, нам нужны залы, бассейн. Конечно, это будет социальный объект — никакой торговли и жилья предусматриваться не будет, — пояснил Елагин.
Версий много, и дать прогноз о том, какая из них воплотится в жизнь, сейчас невозможно. В самом Росгосцирке этот вопрос только начинают рассматривать, оговариваясь, что их согласие передать землю и здание области не поставит перед властями задачи построить определенный объект, то есть чисто теоретически страховки от новой коробки для торгового центра все равно никто не дает.
Цирк в Архангельске как история страны
— Время, когда в цирк народ ломился, прошло, но по-моему мнению, пусть эта цирковая площадка будет — вдруг у цирков изменится ситуация. Нужно быть к этому готовыми! Но этот цирк надо содержать. И тут мне нравится идея планетария. Если озаботить наш САФУ, можно было бы сделать лекторий, показывать научные фильмы, — так оптимистично смотрит в будущее автор вышедшей в декабре книги «Цирк в Архангельске. Первые сто лет» Ольга Беляева.
Она, сотрудник Архангельского краеведческого музея, работала над своей книгой о цирке два года. И теперь с уверенностью говорит, что запустение и цирк не всегда здесь были синонимами.
На то, чтобы расцвести, достигнуть пика и погаснуть архангельскому цирку хватило ровно сто лет.
Прошение об устройстве в городе первой цирковой арены в 1889 году подал прусский подданный Герман Вагнер-Гражулес. Представления его артистов шли примерно на том месте, где сейчас находится Главпочтамт.
Позже за внимание архангельской публики боролись самые разные антрепренеры и их артисты. Сюда приезжал и итальянский цирк Нони Бедини, и цирк Малюгина, в котором выступал основатель знаменитой династии — клоун Анатолий Дуров.
Но вся эта феерия вела кочевой образ жизни, лишь на несколько месяцев заезжая в город со своими номерами. Первый же стационарный цирк в Архангельске создала династия акробатов Павловых. Их цирк вырос в Соломбале всего за месяц и открылся 6 августа 1906 года.
С приходом советской власти владельцы в одночасье превратились лишь в гастролеров.
По свидетельствам внучки Павловых, Марины, которые удалось найти Ольге Беляевой, семья узнала о национализации их детища на гастролях, то есть вернуться назад им предстояло уже в чужие стены. Без их руководства цирковой мирок Соломбалы начал потихоньку разваливаться.
Новое здание госцирка построили на Павлина Виноградова в 1930 году. На постройку и открытие ушло всего полгода. Здание было деревянным, рассчитанным только на летние представления — артисты работали сезон с мая по сентябрь, по-прежнему север манил и гастролеров, в том числе Павловых.
А потом была война, которая, вопреки всему, заставила цирк расцвести. Он не прекращал работу. На главной цирковой арене успехом пользовалась антифашистская пантомима в постановке Леона Танти. На представления военных лет собиралось гораздо больше людей, чем в мирное время — меньше чем за месяц набиралось до 20 тысяч зрителей.
«Золотая эпоха» в Архангельске связана с работой цирков России, национальных республик и зарубежных гостей. Она пришлась на 1950-е годы.
— В советское время цирк финансировало государство. Это уже в 1980–1990 годы, когда речь зашла о том, что денег нет, начали думать о цирковой экономике, — рассказывает Ольга Беляева.
В Архангельске тогда гастролировали национальные цирки, а иностранные артисты стали приезжать несколько позже - с 1957 года. Первыми стали гости из Венгрии.
Конечно, на такое разнообразие люди приходили смотреть. Пришли и 5 сентября 1958 года, когда история деревянного цирка в Архангельске закончилась. После представления в здании начался пожар: перепугались не только артисты и администрация, но и животные.
— Он (пожар) быстро распространился по старому пересохшему деревянному зданию. Перепуганные звери вырвались на улицу. Огромный слон оказался на проспекте Павлина Виноградова. Сломав по пути несколько деревьев, он устремился к набережной, — приводит в своей книге воспоминания свидетелей Ольга Беляева.
Новое здание отстроили за четыре года — представления начались в октябре 1962 года.
— Я могу сказать, что самым ярким был сезон 1977 года. За год в цирке побывали 400 тысяч человек — все население города, считайте. Тогдашний директор — Валерий Захаров — придумал провести в цирке зимой праздничные ёлки, привез из аэропорта тепловые пушки, чтобы отогреть зал. Эти елки и обеспечили столько посетителей, сколько давал весь гастрольный период, — рассказала Ольга Беляева.
Несмотря на то, что архангелогородцы любили цирк и ходили в него, «отбивать» средства на его содержание было не просто с самого начала — сезон длился с мая по сентябрь. Так получилось, что в этом фундаментальном железобетонном здании не было системы отопления, отвода канализации. Этот летний вариант цирка с множеством дефектов при строительстве проработал до 1989 года — его закрыли, признав опасным для жизни артистов и зрителей.
При этом сами артисты считают, что цирк можно было спасти, отремонтировать — было бы желание. Так рассуждает выступавший на архангельской сцене в 1980-е годы эквилибрист на проволоке Валерий Балюк. По его мнению, тогда цирк работал нормально и мог бы работать еще. При директоре Тамаре Букунович были проекты ремонта здания, но так ничего предпринято и не было. Видимо, надо было закрыть — и закрыли.
В 1989 году не собирались уже открывать цирк, но ждали не закрытия, а ремонта — государство посулило средства. Но 28 апреля всё же состоялось открытие летнего сезона, а позже цирковые узнали, что все средства, выделенные на ремонт, передали пострадавшим от землетрясения в Армении, — с сожалением подытоживает и Ольга Беляева.
В то же время, за последнее десятилетие восстановлены государственные цирки не в самых больших городах, таких, как Иваново, Тула, Нижний Тагил, что делает появление своей арены в Архангельске не ирреальным событием, и дает, быть может, последний шанс вернуть цирковому искусству города былой размах.