У архангелогородца Алексея Пальникова необычное увлечение — он делает модели транспорта, который когда-то на самом деле ездил по улицам города. В основе готовые наборы, но к ним обязательно добавляются аутентичные детали, чтобы сразу было видно — «наш, архангельский». В коллекции уже есть советский трамвай, «Луноход» (то есть ЛиАЗ-677), в планах — троллейбус и междугородний ЛАЗ, который можно было встретить на пути в Новодвинск и Северодвинск. 29.RU Алексей в подробностях показал, как выглядят его модели и ответил, почему для него важно сохранить транспорт прошлого хотя бы в миниатюре.
В планах — собрать весь транспорт до пазиков
Алексея, как и многих горожан, удручает ситуация с общественным транспортом в Архангельске: осознавать, что город практически стал столицей пазиков, — грустно. Но это натолкнуло горожанина на мысль — нужно воссоздать автобусы, троллейбусы, трамваи из прошлого в миниатюре.
— Это просто ностальгия по временам, когда на всём этом мы ездили в школу, институт, на работу. Транспорт был вместимый и ходил с четкой периодичностью. Один трамвай на остановке, а второй уже следом видно, — вспоминает Алексей. — В трамвай РВЗ вмещалось 200 человек/вагон. Автобус ЛИАЗ, известный как «Луноход 677», — 110 человек, но забирались в него и до 150. Это я еще не говорю про троллейбусы.
Чтобы модель была близка к реальности, наш собеседник обращается к архивным фото: ему важно передать цвет и детали — их он делает из подручных материалов. В ход идут проволока, смола, листовой пластик. Номера и маршруты просто распечатываются на принтере.
Первым был деревянный буксир
Алексей рассказывает, что это хобби с ним с детства. Первой моделью был простенький деревянный буксир, сделанный на уроке труда в школе № 11.
— 1982 год. Руководителем у нас был Вячеслав Михайлович Чичерин (известный в Архангельске тренер-преподаватель по судомодельному спорту. — Прим. ред.).
«Каждый мог собрать на уроках простую модель из дерева по образцу, и лучших приглашали в судомодельный клуб "Нептун" при школе»
— Она (школа) в то время была с морским уклоном и спонсировалась СМП, в том числе и клубы. Не было проблем с материалами, оборудованием и поездками на соревнования, — вспоминает Алексей.
Его первая работа понравилась учителю, хотя справиться с ней новичку было той еще задачкой:
— Делали всё своими руками: никаких готовых наборов. Хотя в то время пластиковые наборы уже были, как от производителей СССР, так и из дружественной ГДР, но их найти было трудно. Да и стоили они недешево: ГДРовские — от двух до четырех рублей.
Затем последовали 10 лет в клубе, победы на межрегиональных соревнованиях судомоделистов еще во времена СССР.
«На сборку может уйти и один день, и 10 лет»
Сейчас для Алексея Пальникова сборка моделей — любимое хобби, которому он посвящает свободное от работы время. Сколько моделей у него всего, говорит, даже не сосчитать, но не все они знаковые. Показываем те, которые наш герой особенно отмечает:
На сборку моделей, отмечает Алексей, может уйти и день-два, и 10 лет — всё зависит от вдохновения или желания вернуться к работе и что-то в ней усовершенствовать. В основном такие наборы можно купить в пределах 1000–3000 рублей.
— В эту сумму входит всё, включая саму модель, краску, клей, кисти, что для начинающего моделиста вполне нормально. Не нужны начинающим дорогие компрессоры, аэрографы, дорогие дополнения, специальные эффекты. Да, отдельные модели могут обходиться в разы дороже: скажем, мой «Титаник» в масштабе 1/250 уже перешел предел в 2000 евро, но это не ориентир, — рассказывает Алексей Пальников.
Свои модели он продолжает собирать дома. Говорит, часть из них, которые касаются транспорта Архангельска, он решил передать в краеведческий музей — случиться это должно осенью. А, например, «Ракету 19» он думает отправить в Северный морской музей.
Напомним, что ранее мы знакомили вас с молодым моделистом из Архангельска Михаилом Прокопьевым — в 20 лет он стал чемпионом мира по судомоделированию.