Более 450 выступающих групп из 67 городов России и приезжие группы из десятков зарубежных стран — это фестиваль «Беломор-Буги», который в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. 29.ru пообщался с организатором фестиваля и директором клуба «Колесо» Александром Мезенцевым и составил список из 11 причин, чтобы попасть на «Беломор-Буги».
Узнать новые группы
— Первый фестиваль «Беломор-Буги» был сделан для того, чтобы посмотреть всю сцену Архангельска и Северодвинска. Это такой культпросвет или гуманитарная акция по поддержке малоизвестных коллективов, безусловно, талантливых и самобытных. В этом можно убедиться, посмотрев программу этого года, — рассказывает Мезенцев.
Отличие «Беломор-Буги» от других фестивалей как раз в том, чтобы не затачивать всё под известные имена, а пытаться собрать интересные группы, не известные широкому слушателю. Задача —поддержать провинциальную и местную сцену, ну и сделать при этом фестиваль интересным с музыкальной точки зрения.
Хороший музыкальный состав
Поскольку фестиваль юбилейный, организаторы собрали самые популярные и высокорейтинговые архангельские группы: Blind Vandal, «Трупный Яд», E-Sex-T, «Якорь», «Гребля», Trawler, «Неизвестный Композитор».
— Это очень хорошие группы, которые прославляли и прославляют Архангельск за его пределами. Тут они собраны на одном фестивале вместе, я думаю, это хороший подарок публике и почитателям рока. Посмотрим лучших из лучших архангельских рокеров, да и гостей немало — американская группа, бельгийская, Петербург, Великий Новгород, две мурманских команды. И география, и стили совершенно разные, — рассказывает Мезенцев.
Прикоснуться к 25-летней истории
— Популярность первых фестивалей была не в пример сегодняшней, как ни печально сознавать. Тогда это являлось каким-то культом — само понятие «рок-фестиваль». Я вспоминаю первые фестивали, когда приходилось с ужасом смотреть на огромную толпу от 800 до 2000 человек, и казалось, что не хватит охраны. Сейчас ходит 300–400 человек, — вспоминает Александр Мезенцев.
Поддержать некоммерческий фестиваль
Изначально фестиваль создавался как некоммерческий, таким и остался. «Беломор-Буги» никогда не получал бюджетных средств, но организаторы не исключают и такой возможности — сейчас не осталось генеральных спонсоров и возникают определенные финансовые трудности. Тем не менее Мезенцев настроен оптимистично — закрывать «Беломор-Буги» он не намерен. По его словам, хотя фестиваль и не приносит прибыли, он приносит удовлетворение, что в одном месте собрались интересные команды.
Международный интерес к «Беломор-Буги»
Ежегодно на фестиваль подается порядка 200 заявок, причем не только по России. Выступить на «Беломор-Буги» хотят коллективы как с ближнего, так и дальнего зарубежья. Уже несколько лет стало обязательным присутствие в программе иностранных групп.
Бренд Архангельска
По мнению Мезенцева, «Беломор-Буги» уже можно назвать одним из брендов Архангельска. Такой вывод он делает исходя из огромного количества заявок на выступление из других городов, Украины, Белоруссии, прибалтийских республик. Фестиваль существует уже 25 лет и за это время занял свою нишу наряду с другими брендами города — фестивалем уличных театров и днями джаза имени Резицкого. За 24 года через «Беломор-Буги» прошло более 450 команд из 67 городов России и десяток других стран. Еще 5–10 лет назад фестиваль считался культовым, вспоминает организатор.
Фестиваль с мощной подготовкой
Работа над фестивалем кипит весь год, каждый в команде занят своим делом. Необходимо прослушать огромное количество заявок, которые присылают на фестиваль, и отобрать выступающие коллективы — часто группы подают заявки в последний момент, что увеличивает нагрузку. За месяц до начала «Беломор-Буги» начинается техническая сторона подготовки — реклама, звук, организация логистики для заезжих команд.
Поддержка музыкантов
«Беломор-Буги» сотрудничает с фестивалями из других городов — Перми, Москвы, Питера, Сегежи, Калининграда. В Архангельск приглашают организаторов со всей России, чтобы те послушали местные команды, а те, в свою очередь, для тех же целей приглашают к себе Александра Мезенцева. Получается такой культурный бартер — люди приезжают, выбирают понравившиеся группы, а потом зовут к себе выступать на фестивали.
Как пример — группа «Неизвестный композитор». После выступления на «Беломор-Буги» их заметили организаторы с других городов и впоследствии они выступали на Rock-Line в Перми, на Revolution в Петербурге, и на «Калининград In Rock». Такое сотрудничество достигает и международного уровня — в итоге коллектив вместе с другой местной группой «Корица» уехал выступать в Тромсё. Их пример не единственный — есть еще Blind Vandal, Bloody Tomatoz, Hypercube, «Поиграем и уйдем», которых после выступления на «Беломор-Буги» стали звать играть в других городах.
Развитие музыкального туризма
В других странах 25 лет не кажутся такой уж большой цифрой — некоторые регулярные музыкальные события подбираются к полувековой отметке. Фестивали интересны людям, на них съезжаются со всей Европы десятки тысяч человек. По мнению Мезенцева, это достигнуто поддержкой со стороны государства и спонсоров — в других странах понимают, что такие события важны для жизни города и страны. Заинтересованные музыкальным мероприятием, множество людей съезжаются в какую-то точку — и от этого выигрывают все.
В Архангельске всё гораздо скромнее — есть люди, которые стекаются с Шенкурска, Плесецка, Вельска, Коряжмы, Мирного и других районов в областной центр, кто-то подгадывает командировки и рабочие поездки, чтобы попасть на «Беломор-Буги».
Культивация жанра
Одна из главных идей и фестиваля, и клуба «Колесо» — культивация рок-жанра. Задача — нести рок в массы в противовес музыке, которая сейчас стала популярной и вытеснила его. Хотя жанр постепенно отмирает, Мезенцев считает, что можно запустить обратный процесс, удерживая интерес к такой музыке. Этим занимаются как организаторы, так и музыканты, играющие на «Беломор-Буги».
Культурный интерес
— Должно быть интересно жить каждому человеку, и должно быть интересно слушать какую-то новую музыку. Не одну и ту же на «Нашествии» или «Нашем радио» в очередной раз, а прийти и удивиться, что есть какие-то интересные группы из Нижнего Новгорода или из Мурманска. Все, кто приглашаются, они не новички, у них есть записи в интернете, можно послушать, прийти, посмотреть, как всё это делается живьем. Люди из других регионов и городов, казалось бы, всё очень похоже, но в каждом городе своя жизнь, свои особенности, и это откладывает отпечаток на музыкантов. Должен же быть какой-то культурный интерес — а что же будет предложено на этот раз? А такое интересное бывает на «Беломор-Буги» каждый раз в том или ином количестве, — резюмирует Мезенцев.
Читайте 29.ru в Telegram. Подписывайтесь на наш канал, чтобы новости приходили прямо вам в руки.
Ярослав Вареник