Победительница конкурса «Лучший преподаватель школ искусств России — 2018», художница Алена Севастьянова рассказала, какие метаморфозы происходят с художником-мамой и возможно ли сохранить независимость после рождения ребенка.
Продолжаем проект «Родительский день». Журналист Екатерина Тенетова, мама годовалой дочки, в поисках лайфхаков современного родительства знакомится с неординарными (по ее мнению) мамами и папами и вдохновляется их историями новой жизни.
«Сейчас идет серьезная борьба с бабушками»
Алена идет ко мне навстречу бодрым шагом по Чумбаровке. Она специально приехала в Архангельск для интервью, заодно собирается в Союз художников, пока с сыном водится папа.
— Алена, может прогуляемся?
— Нет, ты что! Нужно поесть, если появилась свободная минута.
Миниатюрная хрупкая Алена заказывает какую-то «зеленушку». Уже около пяти лет она вегетарианец. И на этом пути правильного питания ее не остановили ни беременность, ни грудное вскармливание, ни от природы низкий гемоглобин. Алена вообще очень упрямая и уж если что-то задумала, то ее не удержать. А чаще всего Алена задумывает рвать шаблоны, она это делает в своей экспериментальной живописи, провокационных выставках (по слухам, на одну из них даже вызвали полицию), экстравагантном имидже, а теперь еще и в родительстве.
— У меня сейчас идет серьезная борьба с бабушками, и даже с мужем по поводу того, какой должна быть современная мама. Я считаю, что моя жизнь не обязана кардинально измениться с рождением ребенка. Оно по волшебству не превратило меня в идеальную хозяюшку и этакую суетливую курицу-наседку. Я не полюбила готовить, и это постоянный повод дискуссий с мужем. (Смеётся.) Я по-прежнему очень хочу путешествовать и эстетически вдохновляться, несмотря на семейные скрепы, типа ипотеки.
За два года, что растет Лев, Алена успела вместе с сыном, а иногда в компании с мужем или мамой побывать в Германии, на фестивале в Норвегии, на пленэре в Португалии, в Китае, на пляжах Гоа, на вручении премии в Москве и даже в деревеньке Архангельской области Неноксе.
— Путешествовать с ребенком очень просто, и чем он младше, тем легче. Я в принципе не могу долго сидеть в одном месте, начинает душить депрессия, а когда появился Лев, я оказалась в четырех стенах, и стало совсем невыносимо. Поэтому, когда Льву было 4 месяца, рванула в Берлин, сейчас только жалею, что не сделала это раньше.
В Германии Алена ходила на концерты, в Норвегии и Португалии писала пейзажи с натуры, погружалась в культуру Востока в Китае, в Москве моталась по «Геликон-опере» и неизменно рядом с ней коляска со спящим или гулящим малышом, то в полуденную жару, то на сквозном ветру за полярным кругом, то в толпе, а то в полном одиночестве.
— Ребенку хорошо, если маме хорошо. Лев всегда отлично себя чувствовал в поездках. И даже колики прошли мгновенно.
Мама с синдромом отличницы
— Алена, откуда у тебя такая смелость в общении с малышом?
— На самом деле, до появления Льва я не очень-то любила контактировать с детьми. Не знала, как это делать, и маленькие дети меня даже скорее раздражали, мешали.
Алена плавно поворачивает голову в сторону двери — там розовощекий парнишка с улыбчивой сестренкой деловито выбирают столик по соседству.
— А теперь вот все дети до того умиляют!.. Хотя как общаться с детьми — до сих пор не знаю. Учусь! Много читаю на тему воспитания. Даю частные уроки для семилеток — учусь у них. Наверно, помогает мой синдром отличницы, я же всегда была отличницей в школе. Но я честно говорю, что рождение ребенка — это не мое призвание.
Призвание — творчество
Недавно в Северодвинске Севастьянова открыла выставку в ЦУМе. Алена показала публике то, что написала после рождения сына, и это впервые — абстракция.
— Я научилась за два, три часа писать по три работы! Раньше я большую часть времени в мастерской проводила, вальяжно растянувшись на диване, смотрела в потолок… И ждала вдохновения. А сейчас открываю дверь, хватаю с вешалки халат — и к мольберту. Мне катастрофически не хватает времени на творчество.
Лев с года уже, конечно, хорошо знает, что такое краски. Алена, считает, что главное в обучении ребенка рисованию — не мешать. Дать краски и кисти, не давать задание, а просто отстать от ребенка.
— Сегодня многие художники различными практиками пытаются достичь этого состояния детскости в своем творчестве, уйти от канонов. Не стоит забивать голову ребенку форматами и правильными композициями. И солнышко может быть синее, а домик необязательно стоит у дороги. Высший пилотаж, если ребенок может объяснить, почему он нарисовал именно так.
Алена собирается заскочить в Союз художников, а я загляну на выставку Зои Гавшинской. Как ни крути, молодой мамочке без эстетического вдохновения не обойтись.