Семья Стрельба в школе в Казани подробности Путь изгоя к мести. Психиатр из Архангельска четко объяснила, что делает из подростков жестоких убийц

Путь изгоя к мести. Психиатр из Архангельска четко объяснила, что делает из подростков жестоких убийц

Нападающие далеко не всегда психически больны

Что тревожит современного старшеклассника или студента? Порой об этом не догадываются ни учителя, ни родители

Майская трагедия в Казани — безусловно, повод задуматься о безопасности в образовательных учреждениях по всей стране. Однако еще одна задача — понять, какие внешние обстоятельства и внутренние переживания могут сделать из тихого ребенка хладнокровного убийцу. Вместе с главным внештатным детским специалистом психиатром-наркологом Анной Еремеевой мы еще раз пересмотрели видео, где задержанный Галявиев кричит, как всех ненавидит, и отрекается от матери. За годы работы с пациентами со всей Архангельской области она видела их и в таком состоянии. Рассуждаем, какими могут быть первопричины такого срыва и жестокости и о каких нарушениях психики могут сообщать поведение и речь молодого преступника из Казани.

В результате стрельбы в Казани погибли девять человек, 19-летнего Ильназа Галявиева обвиняют в убийстве учеников и сотрудников гимназии общеопасным способом

Сделать выводы о состоянии Галявиева только по видео — задача нереальная, однако это далеко не первый случай шутинга в мире — явления, которое долгое время изучается разными экспертами, в том числе из сферы психиатрии. Поэтому мы хоть и коснемся отдельных моментов в поведении казанского стрелка, но по большей части разберем пласт уже накопленных знаний по этой сложной теме. Мы будем опираться на данные 2018 года, представленные в научно-аналитической статье российских ученых Дениса Давыдова и Кирилла Хломова.

Медицинская экспертиза показала, что в крови молодого убийцы нет следов наркотиков, а некоторые уже рассуждают, каким может быть его заболевание. Следователи сообщили, что ранее Галявиеву ставили диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга, однако не уточнили его, отметив лишь, что парень не состоял на учете ни у нарколога, ни у психиатра.

В день задержания он кричал, что всех ненавидит, и уже давно

Ненависть может зреть долгие годы

— Такое отношение к обществу может формироваться долгие годы и обусловлено глубокими жизненными разочарованиями (например, в отношениях с родителями или одноклассниками, издевательства, групповая травля, побои) с недостаточностью систем социальной поддержки и сниженной способностью справляться с трудностями, — отвечает Анна Еремеева на наш вопрос, может ли такая ненависть развиться в короткие сроки.

Анна Еремеева — главный внештатный детский специалист психиатр-нарколог Архангельской области

Анна Еремеева — заместитель главного врача по профилактике и межведомственному взаимодействию ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница». Главный внештатный детский специалист психиатр-нарколог Министерства здравоохранения Архангельской области, кандидат медицинских наук.

В каждую реплику на видео парень вкладывает не только эмоции, но какую-то пугающую физическую силу, мы спросили, что можно сказать о его состоянии по движениям и эмоциям.

— Его поведение сообщает о том, что он находится в психомоторном возбуждении — это патологическое состояние, характеризующееся двигательным беспокойством разной степени выраженности (от суетливости до разрушительных действий), часто сопровождающееся речевым возбуждением (многоречивость, выкрики фраз, слов, отдельных звуков). Наряду с этим характерны ярко выраженные аффективные расстройства: тревога, растерянность, гнев, злобность, агрессивность. Возбуждение бывает разных видов. Сложно делать выводы по одному лишь видео, но, скорее всего, мы видим аффективно-шоковое возбуждение — как ответ на тяжелую острую психическую травму.

Социальная изоляция. Изгой

Нам показались странными слова про мать — то ли это убежденность на грани сумасшествия, то ли образный оборот в потоке ярости.

— Эти слова укладываются в картину ощущения социальной изоляции и рассмотрения себя как изгоя. Чтобы понять, какой вариант вмешательства необходим, важно провести все необходимые диагностические процедуры. Судя по видео, он вкладывает в эти слова символический смысл. Возможно, когда-то разочаровался в отношениях с родителями.

Анна Еремеева ответила нам, реально ли вывести из такого состояния человека и какого рода это терапия.

— Я встречала в практике людей, находящихся в психомоторном возбуждении. Неотложная помощь в лечебном учреждении состоит из нескольких этапов. Во-первых, физическое удержание больного — максимально бережное. Категорически недопустимо применение травмирующих методов фиксации. Во-вторых, применение лекарственных препаратов для купирования возбуждения. И третье — наблюдение за пациентом.

Этапы переживаний на пути к школьному убийству

Парень на видео кричит, что осознал себя богом, причем в речи это настойчиво повторяется. «А летом у меня начал пробуждаться монстр», — говорит он потом. О каких отклонениях в психике может сообщать такое мышление? И на что это больше похоже? На бред человека с болезнью психики? Или так может вести себя здоровый психически человек?

— Часто обсуждается проблема, являлись ли нападавшие психически больными. Однако многие исследователи приходят к выводам, что изученные преступления редко связаны с психопатологией, — комментирует Анна Еремеева. — Обзор историй 27 массовых убийц показал, что 23% из них имели историю обращения к психиатрам и лишь 6% были признаны невменяемыми на момент совершения массового убийства.

«Вывод: большинство являются «нормальными» в медицинском смысле, но имеют заметные психологические проблемы»

— Многие имели депрессию, отчаяние, суицидальные мысли (у 61% зафиксирована депрессия в медицинской документации), — объясняет эксперт. — Американские исследователи Джек Левин и Эрик Мадфис в 2009 году описали жизненные стадии, которые проходят школьные стрелки.

  • Стадия первая: хроническая деформация — она может длиться несколько лет и обусловлена глубокими жизненными разочарованиями (например, в отношениях с родителями или одноклассниками, школьная травля) с недостаточностью систем социальной поддержки. Это и приводит к социальной изоляции.

  • Стадия вторая: неконтролируемая деформация — при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений. В благополучной ситуации те, кто не нашел поддержку в школе, может обратиться к семье, спортивному коллективу, группе сверстников вне школы. А над лицами со слабыми социальными отношениями социум теряет контроль.

  • Стадия третья: острая деформация, или краткосрочное травмирующее событие (реальное или воображаемое). Еще обозначается образно как «потеря лица», унижение, отвержение со стороны девушки, провал в успеваемости, бойкот сверстников. Финансовые потери, конфликты в семье, чрезмерное издевательство, потеря единственной поддержки.

  • Стадия четвертая: планирование, то есть этап, когда у подростка появляются фантазии о массовых убийствах как о мужском решении восстановить чувство контроля.

  • Стадия пятая: реализация.

По словам Анны Еремеевой, фантазии с насильственным содержанием часто вызревают несколько лет, прежде чем обиженный на общество решается на страшный шаг:

— Мотивом может стать обида, желание мести, особенно если в течение долгих лет человек страдал от унижения, разочарований и неудач. У таких людей, как правило, снижена способность справляться с трудностями. Вообще насильственные фантазии являются нормальной реакцией на обиду и бывают почти у всех, однако в патологических случаях они длятся годами, становятся более конкретными и подробными. Сначала появляются в свободное время. Затем становятся более навязчивыми. И, наконец, занимают всё «психическое пространство», и тогда человек ощущает потребность действовать.

«Часто к фантазиям о насилии добавляется представление о «божественном» праве решать судьбу других»

Сначала подростки держат эти мысли о расправе в секрете, но, чем ближе день мести, тем сложнее им скрывать планы: настроения проскакивают в разговорах с друзьями и в социальных сетях. Это очень распространенный и важный сигнал.

Из беседы с нашим экспертом мы поняли, что обиженные школьники и выпускники чаще всего не имеют психических заболеваний, ими движет ощущение социальной изоляции в условиях психологических трудностей. Однако описаны три вида теорий о психическом состоянии совсем еще молодых ребят, которые берут в руки оружие и идут к людям.

  • Расстройства личности (психопатии) — когда стрелки не чувствуют эмоциональную связь с другими людьми, они не могут испытывать чувство вины или угрызений совести. Возможно, даже наслаждаются, причиняя боль другим.

  • Психозы — стрелки страдают от разрыва с реальностью, они понимают, как отличаются от других, чувствуют себя изгнанными.

  • Психотравма — если в жизни было эмоциональное, физическое или сексуальное насилие.

Как вычислить потенциального стрелка

Заметить в тихом подростке будущего убийцу можно, даже если он еще не говорит об этом. Анна говорит, что родителям стоит бить тревогу, если ребенок начал собирать плакаты с изображением стрелков или сохранять в соцсетях картинки с оружием, если в истории браузера замечены сайты по этой теме. Иногда готовящиеся к нападению создают странички в Сети, где обсуждают случаи расстрелов, ведут анонимные профили, где делятся переживаниями и планами. Многие не могут сдержать эмоций и раскрывают планы накануне мести.

Оружие для таких — это символ власти и силы. Необходимость в такой защите себя от агрессивного общества могут почувствовать даже те подростки, которые до этого не отличались явной мужественностью, физической силой, скорее даже наоборот — их могла отличать какая-то мягкость в характере.

Безусловно, родители должны в подростковом кризисе увидеть причину обращения за помощью, депрессия — частый спутник таких преступлений. Как можно помочь? Если коротко — нужно общаться. Родителям придется доказать теорему: из беседы в беседу поддерживать своего ребенка, показывать, какие есть ресурсы для того, чтобы справиться со всеми сложностями. Что касается других детей, они должны понимать, что информацию о любой школьной агрессии важно доверять взрослым — и родителям, и педагогам.

Расскажите нам, как вы выстраиваете отношения с детьми, ведь это удается далеко не всем. И как поступить грамотно, если в классе замечен потенциальный стрелок, — мы готовы разобрать эту ситуацию без имен, чтобы она могла стать теорией для других родителей и учителей.
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
ТОП 5
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления