Они называют себя пищевыми зависимыми, между собой сами с иронией используют слово «обжоры». Еще недавно у одних тут был сгущеночный запой, вторые перевалили в весе за сотню килограмм, а другие заменили едой все радости жизни. Мы побывали на встрече клуба «Анонимные переедающие», его участники не только стремятся изменить тело, но и закидывают в мозг новое «программное обеспечение», — теперь они едят с умом.
Анорексия. Булимия. Ожирение
Сюда приходят не только с проблемой переедания, но и с булимией, и анорексией, то есть за одним столом могут оказаться абсолютно разные люди, которых объединяет одно — еда для них враг, и они пытаются изменить это. К одному занятию сложно собрать большую группу. В основном приходят женщины. То ли потому, что больше обеспокоены внешним видом, то ли потому, что проблема с перееданием не считается в обществе мужской. Так уж сложилось в обществе, что алкогольная зависимость — это страшно, это надо лечить, а пищевая зависимость — это просто отсутствие силы воли. При этом злоупотребление безобидных, казалось бы, пирожных может стать причиной серьезных заболеваний. Больные суставы, перегруженное сердце, диабет — это далеко не все последствия.
Программа, как говорят сами участники клуба, простая, однако без усилий результата не достичь, и многие новички перестают посещать встречи, столкнувшись с первыми трудностями.
Всем хочется быстрых результатов: съесть волшебную таблетку и проснуться в новом теле с новыми пищевыми привычками, увы, это невозможно.
Похудеть — это еще не победа
— У меня проблемы с лишним весом начались с подросткового возраста, — признается Екатерина. — По программе сообщества я стала работать в 39 лет. До того момента я по-разному боролась с лишними килограммами. Диеты, физнагрузки — шейпинг и бассейн, походы к врачам и психологам. Иногда вес падал. Причем я добивалась таких результатов, что меня переставали узнавать. Максимум, сколько я сбрасывала — 37 килограмм. Только, вот, стабильности никогда не было, скинуть вес — это не победа. Победа — жить в этом весе и не набрать все снова, да еще и в двойном объеме.
Благодаря анонимному клубу Екатерина похудела, и цифру 64 на весах она видит уже три года. Страха потолстеть — нет. Недавно похолодало, она достала теплые брюки из шкафа, надела, побежала в них на работу, и поймала себя на мысли, что даже не сомневалась, влезет ли в них. Сегодня она питается по определенному плану, и ей важно взвешивать то, что она ест, а не то, что отложится в теле после трапезы.
Екатерина знакомит нас со своим меню. Завтрак: молочная каша, яблоко, два яйца. Причем все продукты строго по граммам, и порции совсем не урезанные. Обед: гречневая каша, курица, тушеные баклажаны и салат из помидоров и огурцов. На ужин — те же продукты¸ что и в обед. Плюс стакан молока и яблоко за пару часов до сна. Эти и другие полезные блюда помогают сохранить сытость в течение дня и не искушаться на запретные плоды фастфудов и кондитерских отделов. Конфеты и прочую «запрещенку» здесь считают срывными продуктами.
Желудок уменьшили, а аппетит тот же
Многие из участников отмечают, что сами удивляются, как много сегодня и при этом правильно едят — без прибавки в весе. Обычно человек, который боится потолстеть, постоянно встает на весы, расстраивается, что прибавил килограмм-два. Впадает в депрессию. Жизненные заботы, как и радости, отходят на второй план. Постоянные маниакальные разборы калорийности рациона. Поиски пищевых добавок. Поедание ненавистного обезжиренного творога и отчаяние — стройные люди рядом заглатывают плюшки и не толстеют. В итоге всё крутится вокруг темы питания. Зеркало и весы. Опять весы и зеркало.
— Когда ты понимаешь, что ни одна диета тебя не спасает, даже начинаешь задумываться о хирургическом вмешательстве, — говорит Татьяна. — Спасибо богу, что я до этого не дошла! Ведь потом познакомилась с человеком, у которого был такой опыт, и он рассказал о всех осложнениях после операции по уменьшению желудка. Ты не можешь вместить в себя много еды, но если ты хронический передающий, тебя это не спасет, ведь желудок тебе уменьшили, а мозг все так же просит есть — работать надо над мышлением.
Пирожковый наркоман
Многие из наших собеседников, даже когда им удавалось похудеть до участия в программе клуба, не могли искренне этому порадоваться. Душевное спокойствие не приходило. Они впитывали столько информации, что сами сегодня могут консультировать людей, как правильно питаться, с ходу назвать сколько калорий в каком продукте, что полезно съесть в какое время суток. Но мало все это знать, — можно быть отличным теоретиком, а потом съесть ложку сгущенки для поднятия настроения, и в итоге... выпить всю банку.
— Внутри меня раньше была какая-то необъяснимая беспричинная боль, дыра, — говорит Мария. — И когда я ела, становилось как-то полегче, эту дыру я закрывала удовольствием от пищи. Только наркотик в виде пирожков и печенек быстро переставал действовать. Тебе хорошо, пока ты ешь, и первый час после гастрономической дозы. Это вполне можно считать наркоманией. Проходит время, ты опять в упадке, и пусть желудок еще полон, все равно идешь на кухню и ешь все, что видишь. Это страшный бесконечный круг с участием холодильника, который не могли прервать даже мои близкие. Они говорят тебе что-то, ты обижаешься, портятся отношения, но ты все равно закидываешься едой. Дошло до того, что я стала весить 120 килограмм.
Мария стала искать помощи у психологов и гастроэнтерологов, но в итоге случайно оказалась в клубе анонимных переедающих.
— Люди в тот день что-то читали про высшую силу, которая им помогает быть трезвыми и не переедать, — вспоминает она. — Меня это все очень насторожило, пока не объяснили, что высшая сила у каждого тут своя, у кого-то бог, у кого-то вселенская энергия. Меня ни к чему не обязывали, никто не втягивал меня насильно в сообщество, но в тот день я услышала столько историй от других людей про себя саму, что мне стало легче — я не одна такая, и я вижу, как люди меняют свою жизнь. Сегодня для меня высшая сила — это определенный порядок в устройстве мира, в который невозможно не верить — зима, лето, день и ночь, — это то, на что я не могу повлиять. А значит, хаоса нет. И подобный порядок может быть в моей жизни, которого я добилась благодаря 12 шагам в программе для анонимных переедающих.
Два арбуза: один — семье, второй — себе
Они смеются сами над собой — если люди в обычной семье покупают арбуз на всех, переедающие могли купить арбуз — себе. Честно признаются, что выпить чашку чая с одной конфетой, — это для них просто нереально. Им проще незаметно для всех продлить чаепитие и выпить десять чашек, чтобы съесть десять конфет.
— Я много раз пыталась попить чай с одной печенюшкой, — говорит Екатерина. — Покупала крупные — с блюдце. И на одной все равно не останавливалась. Таким я была человеком — и в радости, и в горе я ела, то есть мой аппетит напрямую связан с моим эмоциональным состоянием. В клубе я научилась переживать все чувства без опасности для своего здоровья. Теперь я не буду убивать себя едой. Теперь еда нужна мне просто, чтобы жить. Она приносит удовольствие, но не стоит во главе всего.
Чтобы было понятнее, участники сообщества объясняют, что отказ от вредного — это то же самое, что отказ от морепродуктов из-за аллергии, хоть весь мир говорит об их полезных свойствах.
Скучное застолье — первый провокатор
— В детстве я стояла на учете по ожирению, — говорит Ольга, — в семье все было неспокойно, родители постоянно конфликтовали, и самое простое, что можно было сделать, чтобы себя утешить — поесть. Только вот, это сегодня есть всякие вкусности, а тогда мы жили не очень богато, и я ела черный хлеб с растительным маслом, посыпанный солью. Наверно, сегодня дети с подобными проблемами становятся жертвами популярных общепитов, куда их заманивают еще и игрушками. Повзрослев, я никогда не весила чересчур много. Максимальный вес был 73 килограмма, но мне казалось, что я все сто. Наверное, мне так казалось, потому что я постоянно что-то жевала, — конечно, я понимала, что вредного много нельзя, и потому в необъятном количестве ела морковку, капусту — все полезное… Сладкие фрукты, мед, орехи горстями — почему нет, полезно же…
Ольга объясняет, что хотела похудеть, но ей мешали постоянные отговорки — завтра, со следующей недели, с нового года. В итоге она не могла контролировать свой вес, злилась на себя саму и на людей. И что самое страшное — заедала эту злость. Думала: «Пошло все… Хуже, чем сейчас, я уже не стану…». Она пробовала ходить в спортзалы, занималась с инструктором, убивалась, но есть меньше не получалось, и поэтому становилось еще обиднее, что месяцы тяжелых занятий не приносят результата.
Ольга уже два года в сообществе анонимных переедающих, столько же длится ее воздержание. Чтобы перейти в режим без сахара, — своего главного наркотика, без муки и прочих продуктов, которые провоцируют набор жировой массы, ей пришлось пройти своеобразную ломку. Отказаться пришлось не только от шоколада и других сладостей, но еще и от бананов и винограда. Не сразу все получалось, были срывы, но сегодня она придерживается плана питания и программы группы «Анонимные переедающие». И план этот включает разнообразный и полезный рацион, и что важно — Ольга сегодня ест, пожалуй, даже чаще, чем ее близкие. Теперь муж спрашивает: «И как тебе удается столько есть и не толстеть?»
Они готовят сами. Носят с собой на работу завтрак, обед и ужин. Некоторые анонимные переедающие попросили своих домочадцев не провоцировать их на срывы, не угощать вредными продуктами. Во многих семьях, где хозяйки начинали готовить по новой схеме клуба, мужья и дети потом тоже перешли на правильное питание. Если же переедающих приглашают в кафе, они не отказываются, но заказывают там то, что не навредит. А что касается корпоративных встреч и больших застолий, тут есть одно правило: если на празднике вам стало скучно, встаете из-за стола говорите: «Всех люблю, до свидания». Тогда такие события не будут для вас поводом съесть что-то вкусное, главный мотив — пообщаться с интересными людьми или повеселиться в приятной компании.
Переедаете? Вы не одиноки
В клубе анонимных переедающих никто никому не ставит диагнозов, здесь озвучивают свои проблемы и слабости — пока одни переедают, другие не могут есть или вовсе избавляются от съеденного искусственно — речь идет от булимии. Как правило, девушки сначала просто пробуют этот способ, а потом все чаще к нему обращаются и портят себе здоровье. Некоторые могут несколько раз за день попрощаться с трапезой, которая еще не успела перевариться. Здесь против таких методов, и что интересно, пусть сами участницы клуба уже не пышки, они не забывают, какими были и пытаются помочь людям с подобными ситуациями. Одна из традиций сообщества — распространять полезную информацию. Приглашение на встречу переедающих некоторые люди интерпретируют как оскорбление.
— Я знаю, что это такое, и сегодня сама порой смотрю на полных людей с сожалением, качество их жизни могло бы измениться, если бы они начали питаться по правилам нашего сообщества. Я сама когда-то выходила из дома с чувством вины за свою внешность, — говорит Марина. — Наверное, кто-то весит много и при этом счастлив, но я, если честно, не могла. Диета — это эффективно, если настроиться питаться правильно без срывов. Однако у каждой диеты есть конец. Она заканчивается, и килограммы возвращаются. Теперь я не сижу на диетах, я изменила образ жизни. Мне не нужны гамбургеры и кока-кола. Я даже не хочу этого. Я хочу питаться правильно, и это мой план навсегда.
Марина делает общий вывод: когда начинаешь следить за тем, что кладешь в рот, меняется лицо, талия, походка и самое важное — мироощущение. Приходит уверенность в себе, легкость, физическая активность и просто человеческое счастье.
— Начинаешь в хорошем смысле любить свое тело, речь идет не о самолюбовании перед зеркалом, а про заботу о самом себе, — объясняет она. — Начните, и тело быстро скажет вам спасибо в ответ, вот увидите.