Инициатива главы российского финансового ведомства Алексея Кудрина об увеличении пенсионного возраста – для мужчин до 62 лет, а для женщин, предположительно, до 60 лет, – не осталась в обществе незамеченной. Подобные непопулярные идеи рождались в головах российских чиновников и раньше, однако на кону были то выборы в Госдуму, то президентские, поэтому разговоры как-то сами собой затухали. Оно и понятно, – ответственность за принятие такого решения лежала бы на «партии власти», поэтому не хотелось «дразнить гусей» перед выборами. Пилить сук, на котором сидит, прозорливая власть не захотела.
Однако «пенсионная проблема» осталась висеть в воздухе – пенсионеров не становится меньше, пусть и не все доживают до 55-60, да тут еще демографический кризис назревает. В 90-е годы, которые не были сладкими, рожали меньше, а потому меньше в ближайшее время будет и рабочих рук, наполняющих наш бюджет. А кормить нужно все новых и новых пенсионеров...
Конечно, финансовую сторону, на которую упирает Алексей Кудрин, понять можно. Но и социальная составляющая свербит, не давая власти покоя. Ведь по данным социологических опросов, основная причина нежелания людей соглашаться на увеличение пенсионного возраста – высокая смертность, особенно среди мужчин. Не доживает наш российский мужик до 60 лет, на Севере и того хуже – продолжительность жизни мужчин упала до 52-55 лет.
Нередки случаи, когда на похоронах 45-50-летних говорят: «Ну, ничего. Хотя бы пожил человек». То есть, факт уменьшения жизни уже практически ни у кого не вызывает недоумения. Стоит ли говорить о качестве медицины, которая может загнать в гроб даже здорового? Очереди, талоны, условные диспансеризации «для
галочки», низкий уровень диагностики, омоложение опухолевых и сердечно-сосудистых заболеваний и прочее. Да и о вечной российской беде – пьянстве – нельзя забывать. Российские мужчины только ею, родимой, и глушат стрессы да сердечную тоску, благо ассортимент алкогольной продукции куда больше и доступнее, чем качественных лекарств.
В Архангельской области мужчины уходят на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50. И вот что удивительно, женщин-пенсионерок в разы больше. Иные еще и в 60-65 резво работают, а мужчины... Вот и говорят о несправедливости: мол, министр Кудрин последнюю надежду отнимает. Если на Севере, где климатические условия, мягко скажем, не сказочные, ввести пенсионный возраст с 60-65 лет, то пить, курить и вешаться станут гораздо больше. Ибо надежды на хоть какую-то подачку со стороны государства убавится.
Тем не менее, по мнению многих опрошенных 29.ru, социальное государство – Россия – потихонечку умирает: тарифы растут, зарплаты бюджетников остаются низкими, смертность увеличивается, пьянство, стрессы, протесты... Разумный выход многие видят сегодня в максимальной дистанции от государства и его зачастую не совсем умных идей: мол, мы лучше огород заведем да кур, чем будем ждать, когда для нас социальные условия создадут.
Среди участников опроса нашелся только один человек, который поддержал инициативу министра Кудрина, да и тот оказался... чиновником.
Евгений, работник администрации региона:
Я только «за». Вы поймите, через 10 лет один рабочий будет кормить трех пенсионеров! И где наполняемость бюджета, где рабочие руки? Конечно, сейчас все начнут ныть, что их лишают удовольствия стать пенсионерами. Но ведь у нас многие прекрасно совмещают пенсион с работой! Не хотите так – давайте по-другому решать: работающим пенсионерам не платить пенсии. Заработал пенсию – сиди дома, уступи дорогу молодым. Или работай, но деньги получай только за труд.
Татьяна, топ-менеджер одной из компаний Архангельска: «Если увеличить пенсионный возраст, то работать после 50-55 будут одни маразматики. Итак-то до 55 доживают не все, а из тех, кто доживает, многие плохо соображают".
Иван Кулида, верстальщик-дизайнер: «Предлагаю к увеличению пенсионного возраста увеличить рабочий день до 12 часов, вернуть систему штрафов, гордое звание "почетный путиловец" за смерть на производстве. И вообще, всячески стремиться к старой доброй патриархальной Руси».
Валерий Антонов, работник негосударственного пенсионного фонда: «Не согласен, конечно. У нас пенсионные реформы менялись неоднократно, иногда сложно даже людей убедить обращаться в негосударственные фонды. Конечно, многие боятся потерять накопленное, а тут еще и ждать на 5-10 лет дольше до пенсии... Прогнозирую народный гнев».
Анна Владимировна, педагог, без пяти минут пенсионерка: «Прежде чем увеличивать пенсионный возраст, провели бы опрос среди населения: хотят ли этого люди? А то потом опять будет, как с монетизацией, – сначала сделали, потом подумали. Я хоть и буду получать пенсию скоро, останусь работать. На пенсию не прожить, особенно если детям нужно помогать».