Национальный вопрос никогда и никого не оставлял равнодушным. Не исключение – и наша страна, да и толерантный северный архангельский народ в последнее время тоже делится на «терпимых» и «нетерпимых». Недавние события в Москве, вызвавшие бурную реакцию общества, снова всколыхнули россиян. И снова громко зазвучали крики «Россия для русских». Параллельно с этим в регионах прокуратура и следственные органы активно включилась в борьбу с разжиганием национальной и расовой ненависти.
Так, на прошлой неделе активно обсуждалась новость о том, как 47-летний житель Северодвинска разместил в Интернете два видеоролика, где «унижал национальное достоинство». Его «пробили», и к делу подключилось следственное управление. Результат – возбуждение уголовного дела по статье 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение в обществе национальной и религиозной вражды, а также на унижение человеческого достоинства человека, либо группы лиц, по признакам национальности и отношения к религии, совершенные публично).
Опубликованная на сайте 29.ru новость об этом событии вызвала целый шквал откликов. Было и такое мнение от анонимного пользователя: «Простите, вы кого судите? таких как он – тысячи по России! На одном человеке решили пример показать? Что ж мы такие горделивые-то? Давайте весь город пересажаем за домыслы, взятки, грехопадение». Мнение человека понятно, оно выражает позицию людей, которые считают, что никакой национальной политики в нашем государстве нет.
Хотя в Советском Союзе, по крайней мере, в самом начале его существования, был орган – народный комиссариат по делам национальностей, который, кстати, возглавлял Сталин. Потом, правда, орган этот ликвидировали, посчитав, что в СССР национализма нет, все живут дружно, одной большой интернациональной семьей. Однако на деле самая «дружная семья» стала коммунальной квартирой, жильцы которой в годы перестройки уже не в суп друг другу втихаря плевали, а открыто посылали друг друга подальше. И послали в итоге.
Архангельск всегда выглядел толерантным на фоне городов Юга России, той же Воронежской области, где за последнее время было совершено несколько убийств по «национальному признаку». Никто у нас не обижает граждан Индии, которые учатся в Северном государственном медицинском университете, к ним даже привыкли. Но все чаще – в Интернете, «на кухнях», а теперь уже активно вслух высказывается мнение о «вымирании русского народа», и особенно –о дискриминации поморов, которые претендуют на статус малочисленного народа. И события в Москве, по мнению экспертов, могут стать катализатором волнений даже в таком спокойном регионе, как наш.
Недавно мне пришлось услышать мнение рядового жителя Архангельска: «Они (национальные меньшинства) выживают в нашей стране лучше, чем русские. А все потому, что у них диаспоры, где друг другу помогают. А чем мы, русские хуже? Почему мы живем в … (далее следовало нехорошее слово)?». Мнение вполне себе логичное, однако, именно такие невинные, казалось бы, высказывания, и порождают то, что мы сейчас называем «национализм». Во всех своих бедах теперь принято обвинять их, называемых «нацменами». И поводы для этого зачастую дают и сами «гости». Например, все архангельские мало-мальски симпатичные девушки брезгуют ходить возле городского рынка, опасаясь активных приставаний кавказских продавцов. Никто никого не бьет, не убивает, слава богу, но и напряжение растет.
В правительстве Архангельской области есть министерство по региональной политике, в котором создано управление по работе с национальными и общественными объединениями. Существует в регионе и «союз диаспор», регулярно проводятся дни татарской, азербайджанской, еврейской, армянской, немецкой и других культур. На поверхности все хорошо и славно. Однако стоит появиться в СМИ новости о «разжигании национальной розни», как народ в Интернете начинает выражать свое недовольство и даже требует «разобраться».
Образно говоря, национальный вопрос в России пока напоминает булькающий суп на общей коммунальной кухне. Пока суп еще не выкипел и не вырвался за пределы кастрюли, хотя таковая тенденция есть. Но бульканье все сильнее раздается по просторам нашей необъятной Федерации.
Мы решили задать жителям Архангельска простой вопрос: «Есть ли у нас в регионе национальная проблема?». Как оказалось, люди в большинстве своем ее не чувствуют, но озабоченность есть.
Альберт, предприниматель: «Да. Потому, что многие приезжие кавказцы не уважают наши традиции. Например, на предложение выпить коньяка, отказываются. У них есть и положительные и отрицательные стороны. Мне лично не нравится, когда они пристают к нашим девушкам. Скинхедов-националистов у нас не так много, думаю «штуки» 2-3, а отморозков целая туча».
Александр, сотрудник издательства: «Я могу ориентироваться только на личные наблюдения. И отмечу, что в регионе отрицательное отношение к нацистам. А что касается кавказцев, граждан бывших союзных республик, то они встроились в наш уклад и никому не мешают. Африканцев, азиатов, приехавших сюда поучиться, тоже никто не трогает. По крайней мере, они свободно передвигаются по городу в общественном транспорте, порой в одиночку или даже с русскими друзьями. Так и должно быть».
Анна, журналист: «Думаю, да, в нашем регионе тоже это актуально. Проблема, на мой взгляд, в том, что все больше молодых людей придерживаются националистических взглядов. «Россия для русских», примерно в таком духе. А когда их спрашиваешь: «Почему?» – они, что удивительно, отвечают: «А разве плохо быть патриотом?». То есть, по-моему, идет подмена понятий патриотизм и национализм».
Екатерина, менеджер по рекламе: «Я спокойно отношусь к индусам, африканцам и даже кавказцам, которых не все любят. Мне говорят «здравствуйте», они очень вежливые, приветливые. Не очень нравятся иногда взгляды тех же кавказцев... Молодые девушки чувствуют себя дискомфортно».
Артем, студент: «Вопрос очень сложный. Да, на первый взгляд в Архангельске нет национальной проблемы. Все мирно живут, народ полюбил кавказскую кухню, ходит в восточные рестораны. Драк нет, погромов нет. Но копните глубже – а кто у нас сегодня доволен жизнью? Люди получают гроши, и кого в этом часто обвиняют? Тех же кавказцев, которых считают «богатыми» или «зажиточными». Мол, всю торговлю подгребли под себя. Я молчу уже об отношении к евреям, – их вообще многие тихо ненавидят. Не хочется, чтобы Архангельск попадал в криминальные сводки по фактам национализма. Очень не хочется. Поэтому надо, чтобы люди друг друга уважали и не искали «блох» в чужом глазу. И правительство должно создать нормальные условия жизни, чтобы исконная русская зависть жить людям не мешала».