Когда-то в Архангельске был трамвай. Самый первый северный «рогатый транспорт». Был, да в 2004 году исчез. Говорят, трамваи мешали движению на Троицком проспекте. Да и вообще, убыточный был транспорт, не вписывающийся в «новые экономические условия». Поэтому, без учета мнения архангелогородцев, трамвай попросту упразднили. А еще через несколько лет с улиц города исчезли троллейбусы. Таким образом, экологически чистый транспорт в Архангельске уступил место безумным ПАЗикам, которые теперь участвуют на дорогах города в своеобразных гонках – «кто быстрее успеет отхватить клиента». И все попытки обратить перевозчиков к здравому смыслу превращаются в обычное и регулярное повышение тарифов на проезд. Вот и сейчас, автоперевозчики вновь заговорили о том, что они несут убытки. Поэтому, единственный выход – увеличить проезд, причем процентов на 40.
На самом деле, и жители Архангельска это понимают, ситуация похожа на сговор транспортников, на некое лобби, которое пробивает свои интересы в областном правительстве. Качество самой услуги – проезда в общественном транспорте – от этого не улучшается. Даже наоборот, – переполненные ПАЗики стали реальной угрозой для жизни пассажиров. Все помнят недавний случай, когда у водителя автобуса прямо во время движения случился эпилептический припадок. Другой случай – когда автобус на пешеходном переходе сбил пожилую пару с коляской, в результате чего погибла женщина. Наши «доблестные» водители всегда куда-то спешат – оно и понятно, нужно больше денег срубить, чтобы зарплата была достойной. И не важно при этом, сколько стоит проезд – денег все равно мало. Вот и обгоняют друг друга с целью «отобрать клиента». А уж о случаях, когда водители по мобильным телефонам во время езды говорят, так и вообще можно промолчать. Такое чувство, что действительно дрова везут. Или какой-то обесцененный груз.
В Архангельске за всю его новейшую историю сменилось тринадцать мэров, но ни один из них транспортную проблему не решил. Более того, некоторые теперь стойко ассоциируются с «могильщиками» этого самого транспорта. Вроде Олега Нилова, при котором исчез трамвай. Увы, нынешний мэр проблему транспорта тоже не в силах решить. И возникает ощущение бесконтрольного властвования частников, которые диктуют свои интересы городу. В каком другом городе такое есть? Помнится, лет 10 назад в Перми тогдашний губернатор области Юрий Трутнев обязал увеличвать количество муниципального транспорта. Чтобы частники были в меньшинстве. И это подействовало – сохранились все гарантии для граждан, в том числе такой забытый в Архангельске проездной билет. А ведь как удобно, даже в той же Москве – купил билет на 100 поездок и езди себе со скидкой. В Архангельске же принимают только наличность. А карманы жителей при этом пустеют с катастрофической скоростью.
Многие опрошенные сайтом горожане отмечают, что в случае повышения проезда до 18-20 рублей, начнутся волнения. Но это мало тревожит чиновников – зарплату с 1 января в бюджетной сфере подняли аж на 6,5 % и впервые за три года! Областная и городская власть рапортуют – мол, могли бы поднять с 1 июня, а сделали раньше. Но что такое 6,5 % в сравнении с ростом тарифов и цен? Недавно на круглом столе по теме дорог, проведенном нашим сайтом, эксперт Елена Сваткова отметила, что скоро из-за большого наплыва авто и высоких цен жителям города придется пересаживаться на велосипеды. А чем не умная мысль? Глядишь, многие частные перевозчики обанкротятся или снизят цены.
Кстати, для сравнения – в Пскове сегодня проезд в автобусах стоит 14 рублей, в Мурманске с 1 февраля – тоже 14 рублей. Самый дорогой проезд в Вологде – с 1 января он поднялся с 14 до 16 рублей. Если в Архангельске проезд будет стоить 18 рублей, мы можем стать самым дорогим в плане транспортных тарифов регион в СЗФО.
И как тут, в связи с тарифами и сервисом автобусным, не вспомнить наш замечательный, удобный и экологически чистый трамвай. И зачем его убирали, если пробки на дорогах только увеличились, а воздуха чистого стало все меньше? И ходил бы себе «рогатый» по Ленинградскому проспекту или по Соломбале-Сульфату. И городу украшение, и людям – удобство...
Вопрос, который мы задали людям, звучит так: «Как сделать общественный транспорт в Архангельске доступнее и комфортнее?»
Иван, актер: «Во-первых вернуть троллейбусы, но не старые и раздолбанные, но сделать новые. Во-вторых, вернуть муниципальный транспорт, проездные билеты. И гораздо строже принимать на работу водителей и кондукторов. У меня такое чувство, что наших кондукторов выращивают на фабрике бройлеров, – они столько места занимают в автобусе. И вообще, можно сделать как в Москве – турникеты при входе в автобус. Тогда и кондукторы не нужны будут и безбилетников не станет».
Ольга, студентка: «Не езжу на автобусах, предпочитаю пешком ходить. А потом машину куплю. Раздражают наши автобусы. Бескультрье сплошное!»
Станислав, программист: «Вопрос доступности транспорта так просто не решить – тут нужен системный подход и применение сложных математических моделей поиска пути. Если реализуют, то дальше уже проще – GPS или ГлонАСС в каждый автобус и инструмент их отслеживания через интернет или антивандальные терминалы на каждой остановке. А комфортность – по этому вопросу нормально все в транспорте. Меня все устраивает. Опять же все зависит от количества автобусов, а это решение первой задачи».
Андрей, безработный: «Мне кажется, надо сделать проезд бесплатным. А деньги пусть стригут с коррупционеров. Их ведь у нас немало. Почему я должен платить 18 рублей? За что? За хамство кондукторов и водителей-лихачей? Нет уж, дешевле пешком».
Юлия Михайловна, бухгалтер: «Трамвай был и остается лучшим транспортом. Комфортный и чистый. Автобусы наши – одно название. Давки сплошные. Живу в Маймаксе и каждый день езжу со всех сторон зажатая. А платить за это 20 рублей – это перебор! Но никакого выхода не вижу...».