С начала нынешнего года в областном центре зарегистрировано 22 случая так называемого «социального мошенничества», жертвами которого стали преимущественно пожилые граждане. Самая популярная разновидность такого надувательства – телефонный звонок от мнимого родственника с мольбой перевести крупную сумму денег на мобильный номер (или передать их «посреднику») для вызволения из беды.
Как сообщил начальник Архангельского ГУВД Кирилл Лебединский, рост подобного вида преступления вызывает беспокойство, поскольку мошенники ловко манипулируют чувствами и душевным состоянием людей, прекрасно входят с ними в контакт и хорошо ориентируются в обстановке. А главным союзником злоумышленников становится людская доверчивость и элементарная беспечность.
Стандартный случай выманивания денег у человека выглядит следующим образом. Позвонив на домашний или мобильный номер, злоумышленник представляется сотрудником милиции или ГИБДД, и сообщает, что близкий родственник попал по своей вине в ДТП и сбил человека. Для того, чтобы благополучно разрешить это дело (в пользу родственника, разумеется), необходимо срочно выплатить крупную сумму денег. Как правило, изначально запрашивают 100 тысяч рублей, но затем планка может быть и снижена.
Застигнутый врасплох столь нежданным и тревожным известием человек готов без лишних раздумий выложить последнее, только бы спасти родную душу. Передача средств происходит либо через «курьера», либо через терминал на определенный счет или мобильный номер. Зачастую, уже после расставания с деньгами, потерпевшие «включают» критическое мышление, начинают звонить своим якобы попавшим в беду близким и понимают, как жестоко их провели. Доходит до абсурда – иногда родственник в момент приключившегося с ним «несчастья» находится в море, отбывает наказание в МЛС, а то и вовсе не умеет водить машину, поскольку никогда в жизни не садился за руль.
Также были выявлены случаи, когда мошенники представлялись сотрудниками службы безопасности того или иного банка и сообщали собеседникам, что их карточка заблокирована. Для того, чтобы исправить положение, людям предлагалось произвести ряд простых операций на банковском терминале. Конечных итогам такой махинации становилось то, что все средства со счетов граждан переводились на телефонные номера злоумышленников.
В нескольких эпизодах звонившие сообщали гражданам, что те только что стали счастливыми обладателями автомобиля. Для того, чтобы поскорее получить машину в руки, требовалось внести первоначальный взнос – 5-10 процентов от ее стоимости. Люди верили, переводили указанные суммы, но заветного средства передвижения, естественно, не получали.
В милиции отмечают, что упомянутые выше 22 выявленных факта телефонного мошенничества, возможно, являются лишь вершиной айсберга. Сколько всего произошло таких случаев – сказать невозможно. Вполне вероятно, что счет идет на десятки, если не на сотни. Зачастую люди, столкнувшиеся с «социальным разводом» просто предпочитают все забыть (если, конечно, не повелись или были обмануты на мелкую сумму) и не пишут заявления в органы внутренних дел. Хотя каждое такое обращение могло бы содействовать выводу преступников на чистую воду.
Злоумышленники действуют как в одиночку, так и организованными группами. Если рассматривать последний вариант, то здесь зачастую функционирует целая сеть – организаторы находятся в других регионах, а в качестве посредников, принимающих деньги у доверчивых старушек, выступают местные жители, которые даже понятия не имеют, кто ими верховодит. Получив свой процент от вырученной суммы, они передают деньги уже следующим лицам из цепи, те – следующим и т.д. В конечном итоге деньги оседают на нескольких счетах в банках, расположенных за пределами Архангельской области. Из-за такой хитроумной схемы отследить перемещение финансовых сумм, а затем вернуть их пострадавшим, бывает крайне непросто.
Также обстоит дело и с сим-картами. Если звонок совершается из другого региона, для установления владельца номера приходится делать запрос в местный филиал сотового оператора и ждать ответа, а это, в свою очередь, отнимает время. Плюс по стране бродит огромное количество безымянных «симок», распространенных в ходе распродаж и презентаций, которыми и пользуются мошенники. Это является значительным препятствием для выявления аферистов.
Что касается потенциальных жертв, то обманщики выбирают их двумя способами – наугад и с помощью электронных баз данных. Основная их «клиентура» – пожилые люди в возрасте 60-70 лет, которых легче «взять на крючок». Воспользовавшись базой, мошенники получают возможность выяснить, кто именно из близких родственников проживает в одной квартире с жертвой, узнают ее номер телефона (чаще домашний).
Начальник городской криминальной милиции Валерий Шолохов отмечает, что самая действенная мера в борьбе с телефонными аферистами – не поддаваться на обман и незамедлительно сообщать о подобных фактах по телефону 02. Если на том конце провода говорят, что попал в беду близкий родственник – лучше всего осведомиться об этом у него самого. Не стоит также поддаваться на искушение заработать легкие деньги или автомобиль – бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В случае, когда просят разблокировать карту, стоит позвонить в службу безопасности банка.
И еще одна существенная деталь. Ни один сотрудник милиции не будет требовать деньги по телефону. При этом важно знать, что согласившись выплатить требуемую мошенником сумму для спасения родственника, человек сам совершает преступление – дает взятку должностному лицу в обмен на «послабления». Следовательно, есть все основания привлечь его за это к уголовной ответственности.
Фото: Фото сайта Uray.ru