Немного истории
В 2008 году «Национальный совет российской гильдии риэлторов» предложил для празднования Дня российского риелтора 8 февраля, хотя до этого, в 2006 году, российские риелторы уже официально обращались в правительство России с инициативой учредить профессиональный праздник специалистов рынка недвижимости в каждую третью субботу декабря.
Термина «риелтор» во времена СССР не существовало: деятельность частных маклеров, оказывающих услуги по обмену жилой недвижимости в крупных городах, не была легальной. Первые фирмы, называющие себя риелторскими, появились в нашей стране лишь после начала перестройки, в начале девяностых годов XX века. Очень скоро отдельные, разрозненные риелторские компании выросли в большое риелторское сообщество, а бывшие «маклеры» и «агенты» положили начало формированию целой отрасли, сообщает интернет-словарь Wikipedia.
В 1996 году московская профессиональная гильдия риелторов («Московская ассоциация риэлторов» – МАР) стала инициатором создания собственного профессионального праздника у российских маклеров. На тот момент в этой отрасли российской экономики работали уже сотни тысяч человек. Изначально День риелтора задумывался инициаторами как узкоспециализированное мероприятие. Никто тогда не предполагал, что несколько лет спустя об этом празднике будет знать вся Россия. Из корпоративных банкетов, которые проходили в ресторане «Манхэттен-экспресс» и концертном зале развлекательного комплекса «Орленок», праздник превратился в торжество всего риелторского сообщества российского государства.
Кодекс этики
Мнение о людях, работающих в этой отрасли, бытует разное. Часто журналисты любят смаковать истории о «черных» мошенниках, называющих себя риелторами. И в преддверии профессионального праздника всех маклеров хотелось бы «обелить» эту профессию. За основу материала взят кодекс профессиональной этики агентов по операциям с недвижимостью и стандарт профессиональной деятельности риелторов. Оба документа разработаны Санкт-Петербургской палатой недвижимости. Кстати, именно эти постулаты хотят взять за основу образования саморегулирующей организации архангельские риелторы. «Мы возьмем за основу документы, разработанные коллегами из Санкт-Петербурга, необходимые для регистрации СРО, и переработаем их с учетом особенностей рынка недвижимости, сложившегося в Архангельской области, – сообщил председатель НП «Объединение риелторов Архангельской области» Константин Файзулин. – Описание риелторской услуги – это документ на 10 листах. В нем обозначено не только то, что должен знать и уметь риелтор, но и как он должен оказывать риелторские услуги, как строить свои отношения с клиентом, то есть указаны еще и морально-этические нормы работы».
Кодекс профессиональной этики начинается с вполне общих предписаний поведения, которые должен соблюдать любой уважающий себя и окружающих человек. Это: уважать права и достоинство другого человека, государственную власть и соблюдать законодательство России, а также быть честным, справедливым и правдивым по отношению к клиентам, третьим лицам и своим коллегам. Риелтор обязан защищать свою честь и престиж профессии. И в пределах своей компетенции оказывать полный комплекс услуг, заказанных клиентом. Важно в своей профессиональной деятельности руководствоваться положением о том, что качественно оказанная услуга является делом чести, поднимает личный и профессиональный престиж. И всегда быть в курсе изменений законодательства, постановлений государственных органов и ситуации на рынке недвижимости, что заметно повысит компетентность специалиста по недвижимости.
Во взаимоотношении с клиентами, согласно вышеупомянутому кодексу, риелтор не должен отказывать никому в одинаковой для всех профессиональной помощи, защищать и отстаивать законные интересы клиента. Ни в коем случае не применять необоснованное давление на клиентов для ускорения совершения сделки и гарантировать неразглашение информации клиента, исключая законную необходимость либо критичность для совершения сделки. Необходимо обращаться с участниками сделки честно и уважать их права, а поэтому не делать никаких ложных либо вводящих в заблуждение утверждений.
Помимо общения с клиентами кодекс предписывает надлежащее поведение и в отношении коллег. Самое важное – продвигать и реализовывать идеи честной конкуренции. Отношения с коллегами необходимо строить на основе взаимоуважения и корректности, то есть воздерживаться от ненужной и необоснованной публичной критики работы своих коллег и их приемов работы за исключением случаев, когда их деятельность некорректна, преступна, или не соблюдены требования и принципы данного кодекса этики. Причем критика должна быть открытой, объективной, аргументированной, правильно и четко выраженной, с упоминанием фактов, но только тех, которые подлежат разглашению. И по возможности избегать любых конфликтов с коллегами, которые могут навредить интересам клиента. Можно делиться с сотрудниками своим опытом работы, в меру своих возможностей и знаний разъяснять сложные вопросы по сделке.
Профессиональные стандарты
Стандарт профессиональной деятельности действительно расписан на десять страниц. Но там четко прописано, что должен уметь, знать и выполнять агент по операциям с недвижимостью. Прежде всего риелтор дает консультации в сфере приобретения или отчуждения прав на недвижимое имущество, проводит маркетинговые исследования и рекламную кампанию продаваемых объектов. Маклер должен искать объекты недвижимости, соответствующих требованиям клиента, заказывать и получать документы по поручению клиента, необходимые для возникновения и регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества. Для продажи необходимо подготовить и организовать просмотры. Чтоб сделка прошла гладко, лучше наладить контакты и организовать переговоры между потенциальными участниками сделок.
Изредка приходится подбирать объекты недвижимости при отчуждении жилья с условием проведения альтернативной сделки. Иногда требуется сопровождение сделок с использованием ипотечных кредитов и средств социальных выплат по федеральным и региональным жилищным программам. Также риелтор содействует в заключении гражданско-правовых договоров, влекущих возникновение (прекращение) прав пользования/собственности, сопровождает регистрацию прав на объекты недвижимости. Консультации по налогообложению в сфере недвижимости и разработка мероприятий по повышению ликвидности, улучшению инвестиционной привлекательности и увеличению стоимости объектов недвижимости требуют от маклера дополнительных знаний.
В стандарте четко, по пунктам расписаны основные требования к знаниям и обучению агентов по операциям с недвижимостью. И также подчеркнуто, что риелтор должен обладать обстоятельными знаниями в различных областях, то есть не поверхностными, а глубокими. Например, очевидно, что маклер обязан знать законодательство России в сфере недвижимости, ведать функциями государственных и коммерческих организаций, занимающихся вопросами недвижимого имущества. Маклеру необходимо иметь навыки общения и знание технологии продаж. С опытом приходит понимание особенностей рынка недвижимости региона. Для проведения сделок на первичном рынке понадобятся знания в строительстве и архитектуре. И каждый специалист, в том числе и по недвижимости, не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствовать свои профессиональные навыки и знания.
Порядок оказания услуг агентами по операциям с недвижимостью также подробно описан в стандартах. Пунктов там много, отметим лишь самые интересные. Например, риелтор должен предоставить информацию о стоимости услуг, о порядке определения их стоимости, разъяснить порядок оплаты этих самых услуг. Если бы это соблюдалось всеми представителями данной профессии, гневных высказываний, мол, зарабатывают на воздухе, было бы гораздо меньше. И вот еще – агент не должен проводить рекламную кампанию объекта недвижимости без договорных отношений с клиентом – правообладателем или его доверенным лицом. Порой продавец квартиры даже и не знает, что его жилье стоит в прайсах сразу нескольких агентств. Не всегда общение риелтора и собственника жилья проходит гладко. При отказе клиента от выполнения рекомендаций агента по организации и проведению сделки с объектом недвижимости, вследствие чего могут быть нарушены права сторон сделки, агент вправе потребовать от клиента письменное заявление с подтверждением своих намерений не выполнять рекомендации агента.
В итоге в преддверии профессионального праздника риелторам хочется пожелать побольше неконфликтных клиентов, а клиентам – грамотных риелторов.
Фото: Фото с сайта Discoverspringtexas.com