Город История Архангельска в мэрах

История Архангельска в мэрах

Город наш славится белыми ночами, писаховскими сказками и... часто сменяемыми мэрами. За двадцатилетнюю историю «нового Архангельска» городом сумели поуправлять восемь добрых молодцов. Иных сейчас и старожилы не вспомнят, а кто-то так плотно вписался...

Город наш славится белыми ночами, писаховскими сказками и... часто сменяемыми мэрами. За двадцатилетнюю историю «нового Архангельска» городом сумели поуправлять восемь добрых молодцов. Иных сейчас и старожилы не вспомнят, а кто-то так плотно вписался в историю северного града, что даже после отставки имя остается на устах. А началось все в далеком 1991 году, когда спустя пару месяцев после августовского путча в Архангельске появился первый мэр – Анатолий Бронников.

К моменту своего назначения 38-летний Бронников работал в партийных и советских органах. Вспоминают первого в Архангельске сегодня мало – время было бурное: приватизация, либерализация, инфляция... Короче, поработав чуть больше года, первый мэр благополучно канул в Лету, перейдя на вторые роли в финансовых органах федерального подчинения. Сегодня Анатолий Аверьянович трудится заместителем руководителя регионального Управления федерального казначейства. Новым мэром в июле 1993 года стал гораздо более опытный аппаратчик Валентин Власов, сумевший потрудиться даже в руководстве компартии Узбекистана. Но Власов мэром был недолго – меньше чем через год он убыл на повышение в областную администрацию, возглавив региональное правительство. Затем Власов взметнулся еще выше – был полпредом правительства РФ в Чечне, послом на Мальте и в Киргизии. А Архангельск тем временем принимал нового мэра – на этот раз в статусе и.о. – Владимира Котлова. Однако тот проработал всего несколько месяцев, уступив место 42-летнему начальнику трамвайно-троллейбусного управления Владимиру Герасимову.

На Герасимове стоит остановиться поподробнее. Будучи мэром, он умудрился нажить себе столько недоброжелателей, что через два года с треском проиграл первые мэрские выборы. Город в годы правления Герасимова оказался в глубочайшем кризисе как по части наполнения бюджета, так и в системе коммунального хозяйства. Кроме того, участились криминальные разборки и передел собственности. Делили все – гостиницы, магазины, бывшие детсады, убыточные предприятия... Итог оказался печальным: к концу 1990-х Архангельск достиг своего коллапса. Но мэр был как бы не при чем, тем более что в декабре 1996 года у руля оказался другой человек – Павел Балакшин, многоопытный управленец, бывший губернатор, а ранее – директор архангельского ЦБК. Говорят, что за Балакшина голосовали рассерженные пенсионеры, недовольные финансовым кризисом в городе. За 60-летнего регионального мастодонта проголосовали 28,3% жителей города, действующий мэр Герасимов отстал на 6%. Кстати, в ходе кампании действующий мэр ввел бесплатный проезд на городском транспорте и продлил время продажи водки с 21 часа до полуночи, отменив собственные запретительные распоряжения. Но это ему не помогло – обаятельный и хозяйственный Балакшин электорату оказался милее. Дальнейшая судьба экс-мэра Герасимова проистекала уже за пределами Архангельской области – в Карелии.

На период мэрства Павла Балакшина пришелся энергетический кризис: архангелогордцы замерзали в своих квартирах без отопления и газа. Люди с ужасом ждали морозов, запасаясь обогревателями и теплыми одеялами. По данным сайта Рanorama.ru, в ноябре 1999 года Архангельск едва не вымерз: не хватило мазута. Температура в квартирах опустилась ниже 10 градусов. Мэрия выпустила по этому поводу пресс-релиз, в котором изложила свою точку зрения: основная причина холода в квартирах – поведение областного собрания депутатов, которое выделило городу только 10% требовавшихся денег. В мае 2000 года АО «Архэнерго» подало в арбитражный суд на городскую администрацию иск на 300, 8 млн руб.; это примерно четверть городского бюджета, и треть долга Архангельска энергетикам. На июль 2000 года долг города энергетикам составил 1,056 млрд рублей. Дошло до того, что руководство АО «Архэнерго» обратилось к мэру Архангельска с требованием вернуть долги. В обращении энергетиков говорилось: «Вас выбирали для того, чтобы в домах граждан были свет и тепло. Ваше нежелание совместно с энергосистемой решать наболевшую проблему погашения долгов и нежелание понять всю трагичность ситуации может обернуться огромными бедами для двух крупнейших городов области в зимнее время». Неплохому управленцу Павлу Балакшину пришлось тяжело. Наверное, любой в его положении стал бы крайним, а тут еще возраст – к моменту перевыборов ему исполнилось 64 года. В итоге Павел Николаевич принял решение отказаться от борьбы за второй срок.

Новым мэром Архангельска, шестым по счету, в декабре 2000 года стал 52-летний представитель соломбальского ЦБК Олег Нилов. Надо отметить, что выборы те были весьма скандальными: за право рулить городом боролись представители двух лидирующих лесопромышленых групп – «Титан» и СЦБК. «Титанов» представлял Василий Баданин, который занял второе место с 19% голосов (у Нилова было 35%). Олег Нилов вошел в историю Архангельска как самый непопулярный мэр. Если Бронников, Власов, Котлов, Герасимов и Балакшин не нравились доброй половине жителей, то уровень популярности Нилова к окончанию его полномочий упал ниже 5%. Сегодня Олега Васильевича вспоминают как «могильщика трамвая» – именно при нем в 2004 году первый северный трамвай благополучно загнулся, оставив город на произвол частных автовладельцев. Не умел мэр Нилов общаться с прессой: был косноязычен, не зажигателен и временами скучен. Архангелогородцы шутили: «Не везет нам с мэрами, один другого хуже». Итогом четырехлетнего правления Олега Нилова стал его отказ переизбираться. И вместо опытного цэбэкашника к власти пришел молодой 35-летний ритейлер Александр Донской, одолевший в жестокой борьбе «коммунального тяжеловеса» Петра Орлова, который запомнился жителям города страшными плакатами со слоганами «Петра на власть».

Донской – это отдельная, весьма яркая страница в истории Архангельска. Из позитивного ему припоминают строительство пешеходной Чумбаровки и нескучные Дни города, а из негативного – снеговиков, уголовное дело о фальшивом дипломе и передачу части помещения городской библиотеки под кафе. Кроме того, Донской отметился своим намерением участвовать в выборах президента и конфликтом с губернатором Николаем Киселевым. Эффектом разорвавшейся бомбы стало появление в июле 2007 года на официальном сайте мэрии Архангельска видеозаписи, на которой «человек, похожий на губернатора», берет взятку пинцетом. Итог правления Донского оказался печальным – в июле 2007 года мэра Архангельска в одних трусах выволокли из дома и заключили в СИЗО, впаяв обвинения сразу по трем уголовным делам. Отсидев восемь месяцев, Александр Донской вышел на свобду уже простым архангелогородцем. И вновь городу предстояло делать выбор: на сей раз между профессиональным чиновником Виктором Павленко и «стихийной бизнес-вумэн» Ларисой Базановой. Выборы, как обычно в Архангельске, проходили грязно и закончились скандально: победу сначала зачли Базановой, а потом, после пересчета голосов, – Павленко.

Восьмой по счету мэр Архангельска стал самым заурядным и не харизматичным, но управляемым и системным. Когда надо было, дружил с экс-губернатором Ильей Михальчуком, когда тот попал в опалу к президенту, стал с ним ссориться. Сработался с ретивой городской думой, где отныне заседают только друзья и коллеги, а не враги, как это было при прежних мэрах. Все, вроде бы, хорошо, но количество ветхого жилья в Архангельске стремительно растет (а федеральные деньги на расселение просто не осваиваются, как это было в 2011 году с 200 миллионами), дороги остаются в плохом состоянии (помнится, улицу Выучейского и Московский проспект мэр Павленко обещал сделать еще в ходе предвыборной кампании 2008 года). Есть проблемы и в социальной сфере, да и решений пока не видно. Зато мэр Павленко переплюнул всех своих предшественников в пиаре: на сайте мэрии, в газетах, на городском ТВ вы всегда увидите улыбающегося, пышущего здоровьем и сытостью градоначальника. Правда, при всех «косяках» Павленко стал единственным мэром Архангельска, которому удалось переизбраться на второй срок. Помнится, Бронников и Герасимов выборы проигрывали, а Балакшин, Нилов и Донской вообще не выдвигали свои кандидатуры (Донской – из-за условной судимости). Нынешний мэр в этом плане уникум. А во всем остальном – обычный чиновник, пришедший на «безрыбье». При всех минусах Балакшина о нем вспоминают как об открытом и человечном градоначальнике, Донской был динамичен и не боялся критики. Только на фоне откровенно непопулярного Нилова Виктор Павленко смотрится, как позолоченное колечко.

У Архангельска было восемь мэров, восемь фамилий и лиц, восемь стилей управления, восемь судеб. Город за 20 лет не стал краше, наоборот, он принял форму одной большой уродливой помойки, где по соседству располагается деревянный барак и ультрасовременный торговый центр, где вместо муниципального транспорта мы наблюдаем «шумахерские» гонки пазиков, где миграция молодежи превысила все разумные пределы и где число чиновников и контролеров увеличивается одновременно с убылью населения. Все ли так трагично? Наверное, нет. Но отчего-то не возникает оптимизма за будущее Архангельска. Может, оттого, что мэры у нас все дальше и дальше от людей, а люди все меньше этим самым мэрам доверяют (особенно учитывая крайне низкую явку на выборах)? Кстати, в соседнем Северодвинске с мэрами история более удачная: 13 лет у власти был Александр Беляев, о котором сейчас вспоминают с теплотой, да и нынешний мэр Михаил Гмырин не вызвает стойкой антипатии.

Вопрос, который мы задали архангелологородцам, звучит так: «Каким вы видите идеального мэра Архангельска?»

Екатерина, студентка: «Идеальных людей, как и мэров, наверное, не бывает. Но очень хотелось бы видеть на посту градоначальника человека, которому не все равно на город, которым он руководит. Мэр должен хотеть, чтобы Архангельск развивался, становился краше и комфортнее. Мэр не должен думать, что если рядом с ним тепло и чисто, значит, в ближайших дворах нет куч грязи и непроходимых дорог. Мэр должен объективно посмотреть на город и честно признаться себе, что проблем очень много. А потом честно эти проблемы начать решать. И не на бумаге, чтобы прибрать к своим рукам пару-тройку миллионов, а на деле, чтобы люди не хотели убежть из этого города куда подальше».

Олег, предприниматель: «Идеала быть не может в принципе. По законам природы и естества. Но всегда могут найтись лучшие стороны и качества, которые при желании можно развить до максимума. Лично для меня показатель качества работы мэра – это способность умело решать наиглавнейшие задачи в жизни города. А именно – сделать чистыми улицы, привлечь в город инвестиции для активизации развития инфраструктуры и окончательно решить все проблемы в сфере ЖКХ. Поверьте, все это не так трудно, как кажется. Были бы воля и упорство, а не только жажда власти и личного обогащения. Всегда есть шанс оставить положительный след в народной памяти, если ты действительно умеешь, а главное, хочешь работать на благо тех, кто тебя избрал. Но к сожалению, в нашей системе это сверхредкое исключение, нежели правило».

Николай, программист: «Идейным, наверное, только чтоб идеи были на благо города, а не собственного кармана».

Виктория, официантка: «Пусть будет скромным и порядочным, а идеала не надо. Мне нравился Донской, потому что он хотя бы общался с людьми, не боялся прислушиваться. Жалко, что чиновники Архангельска сегодня воспринимаются населением как коррупционеры, живущие за счет бюджета. Власть в глазах людей резко упала за последнее время».

Ольга, продавец: «С сердцем Клинта Иствуда и душевностью Кифера Сазерленда. А если без лукавства, то идеальный мэр доберется-таки до реконструкции Выучейского, расширения Московского и Ломоносова».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Сами создаем себе проблемы»: урбанист объяснил, чем плохи отдельные фазы для пешеходов
Анонимное мнение
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления