В минувший понедельник в Поморье произошло второе за неделю подростковое самоубийство. Утром 7 мая в частной бане одного из домов Плесецкого района было обнаружено тело повесившейся 14-летней школьницы. По предварительным данным, имело место самоубийство на почве переживаний от неразделенной любви.
А несколькими днями ранее в одном из домов по улице Воронина в областном центре свел счеты с жизнью 13-летний школьник. Мальчик выбросился из окна квартиры, расположенной на девятом этаже, и разбился насмерть. В том, что это это был именно суицид, следственные органы практически уже не сомневаются – в комнате погибшего обнаружена предсмертная записка, в которой подросток объясняет свой поступок неправильным поведением и невозможностью исправиться, сообщает пресс-служба СУ СКР по Архангельской области. По фактам произошедших самоубийств возбуждены уголовные дела, продолжаются расследования... Однако людей уже не вернешь.
За последний месяц в нашей области это уже третий случай суицида с участием несовершеннолетнего: в апреле с разницей в две недели наложили на себя руки 17-летний студент из Коряжмы (самоповешение) и его северодвинская сверстница (отравление медикаментами). Среди причин, подтолкнувших молодых людей к точке невозврата, называются ссора с девушкой в первом случае и неразделенные чувства во втором.
Опять-таки несчастная любовь выдвигается в качестве основной версии в деле о самоубийстве 15-летней воспитанницы североонежского детдома. Безжизненное тело девушки нашли на заброшенной стройке в начале текущего года. На момент гибели девочка уже продолжительное время находилась в розыске.
Может показаться мистикой, но недавняя трагедия с архангельским школьником произошла аккурат в первую годовщину суицида 14-летней ученицы из 45-й школы областного центра, покончившей с собой точно таким же методом. Юная горожанка шагнула в окно пятнадцатого этажа высотного жилого дома на Обводном канале. И тут тоже не обошлось без неразделенной любви. Плюс ко всему покойная являлась представительницей одной из молодежных субкультур, где идея смерти довольно обширно культивируется. Возможно, сама по себе принадлежность к тому или иному течению не таит в себе потенциальной опасности, но то, что отношение к концу жизни в данной среде воспринимается в совершенно ином ракурсе, – это точно. Плюс прибавить к вышесказанному переходный возраст, когда включается абсолютный «пофигизм» ко всему и ко всем.
Вообще, как гласит официальная статистика, ежегодно в регионе кончают с собой до 500 человек. У каждого из них были собственные мотивы распрощаться с белым светом, однако приведенная цифра заставляет с тревогой насторожиться. Тем более что количество подростковых самоубийств набирает обороты. Конечно, такая картина характерна не только для Поморья – достаточно вспомнить прокатившуюся по стране (главным образом по столичному региону) волну суицидов среди школьников. Так что есть, над чем призадуматься. Во все времена существовали неразделенная любовь, непростые отношения с окружающими и дисгармония с внешним миром. Но почему-то именно в наши дни проблема стала давать о себе знать особо остро. Может, и вправду дело в субкультурном мировоззрении и навязчивой суицидальной пропаганде в СМИ и Интернете?
Как утверждает выпускница архангельского вуза Елена, являющаяся непосредственным приверженцем специфического молодежного течения, «популярность» суицида в подростковой среде связана именно с особенностями возраста.
«В этом возрасте у человека, как правило, нет серых цветов. Только белое или черное, только добро или зло. Обычно он руководствуется эмоциями. Если в жизни случается какая-то неприятность, то кажется, что справиться с ней невозможно. Особенно это касается первой любви. Кажется, будто никто не понимает влюбленную душу, будто мир жесток и несправедлив, и есть лишь один путь – в прекрасное ничто... Но, с другой стороны, совсем юный человек и правда может оказаться непонятым: родители требуют от него идеальных результатов в школе, сверстники смеются, учителя подливают масла в огонь своими подколами в адрес ребенка, как это часто бывает в наших школах. Что касается принадлежности к субкультуре: я считаю, это мало влияет на вероятность того, что подросток совершит самоубийство, как бы СМИ ни пытались убедить людей в обратном. Убиваются самые разные подростки, внимание же уделяется в обществе, как правило, готам и эмо, будто бы их увлечение стало причиной этого поступка. Если подростка нормально воспитывали, если он читал хорошие книги, если родители рассказали, что такое хорошо, то из своей субкультуры он будет черпать эстетику, философию... А если у подростка в мозгу ничего, кроме дешевого спиртного и ранних половых связей ничего не возникло, то неужели можно думать, будто это субкультура его толкнула на суицид?» – таково мнение молодой архангелогородки по поводу обозначенной проблемы.
Фото: Фото с сайта Soprotivlenie.org