Есть одно такое русское слово, что страшнее зубной боли и горче дешевой паленой водки. Слово это «тарифы», на первый взгляд простое, не звучное, не резкое и отдающее формализмом. Но в этом маленьком словечке заключено все мировое зло, все людские стенания и проклятия, а заодно – убийственная математика, основа которой – сложение и умножение зла, а заодно – вычитание и деление добра. Из людских кошельков, естественно.
В Архангельске тарифная тема всегда звучит остро – в коммунальном аду, основу которого составляют ветхие лачуги и панельные клетки, платить за все прелести быта становится все более непосильно не только нищему бюджетнику или пенсионеру, но даже так называемому представителю «среднего класса». Именно из-за повышения тарифов в Архангельске вслед за Калининградом впервые в новейшей истории два с половиной года назад потребовали отставки Самого... Путина! Из-за тарифов народ тысячами своими высыпал на центральную площадь у памятника Ленину в Архангельске и, сомкнув кулаки, требовал от власти ответа за жадность и воровство. На тарифной теме всегда умело играет оппозиция, ведь народ не заманишь на митинг темами войны и мира, дорог, строительства, медицины или образования. А вот тарифы – это касается и кусает почти всех. Поэтому народ и ропщет, поэтому все более наливаются глаза спокойных и замороженных северян.
Как известно, жаркая выборная пора отгремела – выбрали Госдуму, а за ней и президента. Все, обещаний можно не раздавать, а спокойно приступить к дальнейшей стрижке купонов с населения. И уже сегодня многие архангелогородцы в своих коммунальных квитках обнаружили новые интересные цифры. Вот официальные данные, озвученные областным правительством: в Архангельской области тарифный показатель с июля в среднем не превысил шести процентов. Так, тарифы на тепловую энергию в среднем по региону увеличились на четыре процента. При этом в Архангельске и Северодвинске повышения вообще не было из-за строительства газопровода. На газ были переведены Архангельская ТЭЦ и Северодвинская ТЭЦ-2. Тарифы же на электрическую энергию для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, с 1 июля составили 3,32 руб/ кВтч. Это примерно на шесть процентов больше, чем в 2011 году. Тарифы на водоснабжение и водоотведение для каждого населенного пункта установлены разные, но в среднем по региону с 1 июля они выросли на шесть процентов. На столько же они повысятся с 1 сентября. Розничные цены на сжиженный газ для населения увеличились на 15 процентов. Таким образом, если для архангелогородцев и северодвинцев тепло и горячая вода не поднялись в цене, то газ, электроэнергия и холодная вода с водоотведением изменили цифру. Некоторые управляющие компании также увеличили плату за содержание и капитальный ремонт. А если прибавить к этому повышение тарифа на проезд в общественном транспорте Архангельска до 16 рублей, то получается весьма печальная картина.
При отсутствии индексации зарплат бюджетников (какого-то реального повышения не было уже года четыре), эти самые врачи, учителя, работники культуры и детских садов должны заплатить в среднем на 500–1000 рублей больше за удовольствие пользоваться светом, газом, холодной водой, транспортом и т.д. Казалось бы, не так и много. Но, как говорилось в одном красивом слогане, «дальше – больше». Вслед за тарифами уже выросли цены в магазинах, в том числе на такие жизненно важные продукты, как хлеб и овощи. Говорят и о возможном повышении цен на бензин, а это уже в традициях нашей «рассейской» реальности. Потом еще подорожают квартиры (в Архангельске они уже достигли космических цифр), а там, глядишь, и образование со здравоохранением полностью станут платными. Тем более, что плата за обучение в нашем арктическом федеральном университете уже в среднем 80-100 тысяч рублей в год. Как говорится, – гони бабло!
Вот яркий пример: простая архангельская семья из четырех человек. Папа работает в коммерческой структуре, мама сидит в декрете с младшим ребенком и немного подрабатывает в сетевом маркетинге. Старший в этом году идет в школу. Квартира, в которой живет семья, взята в ипотеку на 20 лет, каждый месяц папа топает в банк, чтобы внести взнос. Теперь еще надо собирать старшего в школу, а это дело тоже не из дешевых. В квартире прописано четыре человека, счетчики на воду и газ стоят, но толку от них особого нет – потребляется услуга в большом количестве (все-таки семья, а не одинокий пенсионер с собачкой). Так вот глава этого семейства всерьез задумывается о самосожжении. «Понимаете, ладно бы ипотека, – мы готовы ее платить, сами взяли такое бремя. Но ведь постоянный рост тарифов, да неизвестность в будущем... Вот у нас на работе все говорят – кризис, кризис. Еще одного кризиса я точно не переживу, итак мотаюсь как папа Карло, подрабатываю, занимаю в долг. Это пока здоровье у меня есть, а если не будет? Да нас и из квартиры выселят и подохнуть помогут «добрые люди». Пока власть ворует, народ нищает». Такое вот мнение обычного человека, не оппозиционного, здравомыслящего, работящего и не совсем бедного. Но бедность у него, как говорится, не за горами, судя по нынешнему размаху собирания дани с населения.
А вот еще примеры. 22-летняя архангелогородка Ольга говорит: «Мы недавно купили квартиру в ипотеку. Пока прописана я одна, поэтому платим по тарифам. Но тарифы выросли, выросли и нормативы. В ближайшем будущем будем и мужа прописывать в нашей «однушке». К тому же ждем малыша, которого тоже надо будет прописать. Сейчас делаем ремонт, поэтому срочно поставим счетчики на воду и газ, чтоб платить меньше». Народ наш смекалистый, потому и не дает себя полностью обокрасть. Кто-то счетчики ставит, кто-то махинации с электричеством проводит, кто-то просто за коммуналку не платит. Архангелогородец Михаил говорит, что не платит за квартиру принципиально. «За свет я все оплачиваю, ТГК-2 плачу за горячую воду и отопление. А квитки, которые мне посылает управляющая компания, сразу же выбрасываю. Содержание и капремонт – это простая обдираловка». По словам Михаила, при его зарплате в 10 тысяч, ему хватает только на еду, проезд на автобусе, одежду и плату за отопление и свет. Ни о каком путешествии в жаркую страну и даже создании семьи и рождении ребенка речи и быть не может. А вот жительница Архангельска, 24-летняя Мария, работающая врачом в одной из больниц, сетует на то, что жить вообще не на что. «Если бы не помощь родителей, было бы совсем тяжко. Зарплата – около 15 тысяч рублей, плюс ипотека, которую я плачу исправно. Рост тарифов для меня – головная боль, я думаю, что просто не стану платить. И так после ипотечного взноса у меня остается всего тысяч 5-6 на жизнь».
Власть не очень-то радует людей обещаниями. Зачем, ведь выборы прошли, новые еще не скоро, а бюджеты регионов и муниципалитетов нищают из-за постоянного «пиления» средств? Многие откровенно стремятся в чиновники, чтобы хоть немного пожить по-человечески, ведь не секрет, что доходы чиновников сегодня выше, чем у предпринимателей. 25-летняя Ирина безуспешно проходила конкурс на замещение должности в госструктуре. «До этого я работала в университете, получала копейки. Решила попытать счастья в государственной структуре, благо что зарплата чиновника в разы выше. Но меня не взяли, вместо меня попала чья-то племянница. А мне остается жить на свои 12 тысяч в месяц. И это еще неплохо, сестра работает в детской больнице санитаркой и получает пять с перспективой стать медсестрой с зарплатой в 10». Многим молодым, получающим копейки и оплачивающим дикие тарифы, помогают родители, у которых есть пенсии. 28-летняя молодая мама Евгения говорит: «Живу с двухлетним сыном и мамой. Я в декрете, мама работает и получает пенсию. Берем субсидию на оплату услуг ЖКХ, потому что нашего совместного дохода не хватает, чтобы платить за трехкомнатную квартиру. Но если бы не мамина зарплата и пенсия, мы бы с сыном просто не выжили. А так – на еду хватает и слава Богу. Но при таком отношении государства хочется свалить подальше из этой страны!»
Однако есть и те, кто находит выгоду в повышении тарифов – те же управляющие компании. Так, раньше УК прокручивали деньги населения за потребленную тепловую энергию и горячую воду, а энергетики этих сумм хронически недополучали. Сейчас многие компании заключили договоры с ТГК-2, по которым горожане напрямую платят энергетикам за их услуги. Соответственно, это может резко снизить махинации со средствами плательщиков. Однако у УК остались другие рычаги, выкачивающие «бабло» – содержание, капремонт, водоснабжение и водоотведение. Зачастую, не предоставляя никаких услуг, они исправно снимают стружку. 55-летняя Марина живет на Фактории в деревянном доме и исправно платит за содержание и капремонт. «Но услуг мы не получаем, снег зимой сами убираем, полы в подъезде тоже моем. Капремонт – вообще фикция, провели два года назад впервые за 30 лет. А куда идут деньги?» Недавно Марина получила квиток за июнь за отопление, где было написано об очередном повышении платы. «Ведь ТГК-2 гарантировали, что тарифы не вырастут!» – возмущалась Марина. В ТГК-2 нам пояснили, что квитки печатает информационно-расчетный центр, а там «не поняли», что повышаются не тарифы на теплоэнергию, а нормативы. А люди опять остались в неведении – оплеванными и замученными. Кто вообще разберется в этих «тарифно-нормативных» хитросплетениях? Да один процент из ста, и то не факт.
Умники, рассуждая о тарифах, резонно говорят об отсутствии конкуренции на рынке энергоуслуг. Действительно, и ТГК-2, и сетевая компания у нас сегодня вне конкуренции. Это кафе или магазин ты можешь сам выбрать, а тут хочешь не хочешь, а выбора нет. Поэтому в руках монополистов повышать или не повышать тарифы (естественно, не без участия областного агентства по тарифам). Та же ситуация и в городском транспорте, который практически на 80% частный. А частники в вопросах повышения тарифов всегда едины – повышать надо, причем значительно. И не важно, что у людей нет 20-25 рублей, чтобы заплатить за проезд – плати и все! Областному правительству приходится лавировать, чтобы не обидеть граждан и не задеть интересы бизнеса перевозчиков. На деле же получается бардак – тарифы все равно растут, пусть и не так резко, как того хотят автобусные владельцы.
Печальный вывод напрашивается из всего вышеизложенного: граждане все ближе и ближе приближаются к нищете. Нет, повальной бедности, как в 90-е годы сейчас нет, и зарплату (пусть и мизерную) платят исправно, и пенсии поднимают, и вроде бы с рублем все более-менее в порядке, да и безработица не представляет национальной угрозы. Только нищета нынче скрытая, ее не показывают в теленовостях, о ней редко пишут в газетах. Потому, что до этой нищеты никому, кроме самих нищих, дела нет. А тарифы для власти – лишний повод «дать по газам», дабы народ выкручивался лучше, экономил и знал свое место. Сколько еще будет этих повышений и сколько раз какая-нибудь старушка всплакнет на почте, расставаясь со своими кровными в пользу жадных монополистов, – кто знает? Но обидно, как говорят сами люди, что их держат за быдло, именуемое импортным словом «электорат»: когда надо – приманивают сладкими обещаниями, а когда не надо – забирают еду из тарелки. Добро пожаловать в нищету! Вход бесплатный.
Фото: На фото картина В. Васнецова «С квартиры на квартиру»