«Здравствуйте, я из газеты. Вы просили позвонить вам, хотели рассказать историю своей дочери, попавшей в героиновую зависимость. Чтобы она предостерегла других...» – сказала я в трубку, готовясь к работе над новым материалом. «Я уже ничего не хочу, мы Лену похоронили на днях. До свидания» – ответили мне...
Этот короткий разговор случился несколько лет назад. Лене было чуть за двадцать, у нее осталась дочка, которая скорее всего уже пошла в школу. Мужа у Елены не было, но рядом всегда был любящий отец. Он и прислал в редакцию рассказ о своей кровинушке, которая подсела на героин. Начиналось у девушки все «в шутку», за компанию покурила марихуану, «закинулась» парой веселящих таблеток в клубе. Однажды «добрые» новые знакомые предложили героин – попробовала. Спустя пару лет красивая молодая женщина превратилась в груду костей, обтянутых кожей, которые лежали на больничной койке. Она очень хотела победить свою зависимость, но не успела...
Наркомания – это болезнь
Причем болезнь страшная. Про нее нам рассказывают с детства. При упоминании этого слова мозг рисует жуткие картины шприцев, исколотых конечностей, заживо гниющих тел и сломанных жизней. В Архангельской области наркозависимых с каждым годом становится все больше. В 2012 году впервые установлен диагноз «наркомания» у 38 человек, в том числе семи женщин. С диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» с начала года зарегистрировано 187 жителей области.
В Поморье в последнее время преобладают синтетические наркотики: амфетамины, курительные смеси, так называемые «дизайнерские наркотики». Все это очень популярно среди молодежи, в том числе всякие растительные наркотики. Молодежь думает, что они безвредны, хотя они также вызывают привыкание, разрушают психику. Часто в наш регион «легкие» запрещенные вещества возят из культурный столицы. За неделю наркополицейские Поморья изъяли 1 кг 200 граммов амфетамина – все поставки из Санкт-Петербурга.
23 октября в одной из котельных Приморского района сотрудники регионального управления ФСКН уничтожили 17 килограммов наркотиков, изъятых в ходе оперативно-разыскных мероприятий. Это одна из самых крупных партий запрещенных веществ, с которыми расправлялись работники наркоконтроля Поморья.
И.о. начальника отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков регионального управления наркоконтроля Поморья Владимир Жандров рассказал, что динамика роста наркопреступлений в нашем регионе, увы, неуклонно растет. «Изымаемые партии растут, так как наркорынок меняет свою модель, появляются новые наркотики. В первую очередь в том, что сожгли сегодня, доминируют как раз новые вещества. Соли, курительные смеси и им подобные».
Попробовал разок, потом еще разок...
Все знают, как страшны героин, дезморфин и другие наркотические «тяжести». При этом, многим кажется, что их более «легкие» собратья вроде гашиша и курительных смесей почти безвредны и не вызывают зависимости. Особенно это мнение популярно среди молодых людей, которые в поисках удовольствий и новых ощущений с удовольствием пробуют запретные плоды. А ведь любое начинание – это первый шаг на скользкую дорожку, только понять это почему-то людям бывает сложно. Они уверены, что покурить травку, или съесть какую-нибудь таблетку можно без всяких последствий. Молодые, красивые, из хороших семей юноши и девушки перед вечеринками собираются по квартирам, забивают гашишные «плюхи» в пустые пластиковые бутылки, пускают самодельные бульбуляторы по кругу и думают, что это нормально. Начинается все с «дружеского»: «А давай с нами покурим, ничего тебе с этого не будет». Разок попробовал. Потом еще разок. Потом употребил пару раз в месяц. Потом пару раз в неделю... И понеслось. Интересы постепенно начинают замыкаться на наркотиках, круг общения меняется в соответствии с новым «хобби». На чувства родных и близких все чаще плевать, разум начинает тормозить. «Есть «че»? Может вырубим «твердого»? О, какую смесь подогнали!» – одни и те же вопросы, одни и те же желания. Постепенно они начинают возить «нарко-подарки» из Питера-Москвы, кто-то пытается подзаработать, становясь «барыгой». Они попадаются в лапы ФСКН, сдают своих же друзей, чтобы уберечь собственный зад... В общем, жизнь начинает разваливаться во многих случаях. Медленно, но верно.
Архангелогородка Ирина была влюблена в своего однокурсника. Они встречались несколько лет, хотели однажды пожениться, но наркотики этому помешали. «Мы расстались с моим молодым человеком. Я устала от его образа жизни, его друзей. Он начал покуривать на первом курсе, спустя год это вошло в привычку. Любовь любовью, но у меня не осталось сил смотреть на красные глаза, резкие движения, слушать наркоманские шутки. Я просила его прекратить. Он знал, как я ненавижу все это. Он видел мои истерики, которые случались после их очередных «дружеских» посиделок. Он говорил, что может завязать в любой момент. Просто, мол, не хочет. Прошло уже полтора год после того, как мы расстались. Я слышала, что недавно его поймали наркополицеские, дали «условку».
Легких наркотиков не существует
Продвинутая молодежь знает, что временных татуировок не существует, однако почему-то многие верят в то, что есть легкие наркотики. Хотя они могут наложить на жизнь такой же отпечаток, как и тату. Только вот художественный рисунок на теле – это красиво, хоть и не всем нравится. А вот наркомания – это страшно.
Руководитель управления ФСКН по Архангельской области Валентин Жданов поделился с 29.ru своим профессиональным мнением: «То, что называют легкими наркотиками – это первый шаг к более тяжелым веществам. Со временем «легкие» перестанут оказывать на человека необходимый ему эффект, он сначала увеличивает дозу, потом меняет способ получения кайфа на что-то потяжелей: героин, дезоморфин... А это уже верный шаг к смерти»
Часто люди думают, что они себя контролируют, что у них нет зависимости, и что в любой момент они могут отказаться от своих нарко-допингов. Молодой инженер Алексей уверен, что курительные смеси и марихуана не страшней водки: «Да, я курю. Зато пить перестал, после вечеринок голова на утро не болит. У меня много знакомых, которые получают высшее образование, успешно работают и при этом кое-что употребляют. Одно другому не мешает».
Но специалисты в один голос кричат, что такое мнение – это страшное заблуждение. Если курить стабильно, то привыкание будет 100%. Мысль о том, что ты властен над этим – самообман. К сожалению, из тех, кто попал в зависимость, вылечиваются немногие, ведь наркомания – это образ жизни. Да, можно на время завязать, но пройдет лет 5–10, что-то случится, и все начнется по новой. Вылечиться почти невозможно, любые наркотики – это отличный способ сломать себе жизнь.
Наркополицесйкие пытаются бороться с заразой, ищут новые пути для этого. В региональном управлении ФСКН рассказали, что была идея привлекать к уголовной ответственности не только за распространение наркотиков, но и за употребление, если человека несколько раз на этом ловили. А то можно бесконечно с него штрафы в две–три тысячи рублей изымать. Также могло бы помочь принудительное тестирование на наркотики в школах и университетах. Но это сложно сделать, так как в данном случае борьба с наркоманией сталкивается с правами человека.
Валентин Жданов рассказал о существующих проблемах: «Мы бьемся лет семь над вопросом необходимости реабилитационного центра, врачей-наркологов в Поморье не хватает, в ряде районов их вообще нет».
В настоящее время министерством здравоохранения совместно со специалистами Архангельского психоневрологического диспансера создана рабочая группа и разработан проект реабилитационного центра.
Но все это пока на бумаге. А жизнь идет, снимается много устрашающих фильмов про наркоманов, наркоконтроль ведет активную профилактическую работу, но почему-то молодые один за другим продолжают выбирать нарко-дорогу. Наверное, они думают, что впереди еще вся жизнь, что все успеется и наладится. Но это не так.
Архангелогородцу Антону сейчас 37 лет. В молодости он очень хорошо рисовал, друзья и родные пророчили ему блестящую карьеру художника. Он крутился в «богемных» кругах, где наркотики были делом обычным. Сначала покуривал для удовольствия, потом начал по чуть-чуть употреблять психотропные вещества, чтобы творить. Но муза очень быстро уходила, пришлось ловить ее героином. Он признается, что жизнь спасли друзья, которые силой на первых порах помогали справиться с ломкой. Держали дома, связывали, Антон сидел в собственной рвоте. Потом родственники отправили на лечение. Сегодня уже не молдой человек живет с мамой, работает сторожем на стройке. Наркоту заменил водкой. Он любит показывать знакомым свои старые картины, новых ведь почти нет. Рисовать сложно, трясутся руки, сложно сосредоточиться на одном деле. «Молодой был, глупый. Я очень жалею, что так все вышло. Но исправить ничего уже нельзя», – признается мужчина.
Фото: Фото с сайта Кristiewest.com