Ситуация с Архангельским тралфлотом набирает обороты. Вчера газета «Известия» опубликовала информацию о том, что АТФ уйдет с молотка. Приватизация должна состояться в 2013 году и пройти на условиях аукциона. Однако управление «Архангельского тралового флота» опровергло сообщение о предстоящей продаже предприятия с аукциона.
Говоря об аукционе, «Известия» пишут: «Претендент должен будет подписать соглашение о сохранении среднесписочной численности работников в течение двух лет после сделки. Кроме того, компании, победившей в аукционе, будет запрещено привлекать к управлению Архангельским траловым флотом (АТФ) иностранных граждан и лиц, не имеющих права доступа к гостайне. Основными претендентами на АТФ назывались такие компании, как ООО «Вирма» (учредитель ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания – Мурманск») и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец – кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). Этим компаниям ФАС ранее уже одобрила ходатайства о приобретении актива».
Менеджмент ОАО «Архангельский траловый флот» обратился в Газпромбанк, который является банком-агентом по проведению приватизации АТФ, и в Росимущество за комментарием по поводу публикации в «Известиях» о том, что решение о форме приватизации Архангельского тралового флота уже принято. Данная информация не подтвердилась. Форма приватизации АТФ еще не определена.
Траловый флот – системообразующее предприятие Поморья. На нем занято более двух тысяч работников и еще почти три тысячи человек заняты в смежных видах бизнеса. Аукциона многие боятся из-за того, что это может привести к тому, что АТФ перейдет к частному инвестору, не обладающему возможностями для сохранения и развития флота. Практика свидетельствует о том, что ряд инвесторов заинтересован только в квотах на вылов рыбы. Существует также опасность того, что при отсутствии соответствующих обременений новый собственник в случае ухода предприятия из региона снизит либо переработку рыбопродукции на мощностях предприятия, переориентирует работу флота в иные порты северо-запада России. В результате возникает угроза потери Архангельского тралового флота, его кадров, разрушения береговой инфраструктуры и социальной сферы. Чтобы этого избежать, ведутся разговоры об обременении инвестора социальными обязательствами.
«На сегодня Минэкономразвития и Архангельской областью обсуждается возможность обременения инвесторов социальными обязательствами. Это касается сохранения рабочих мест, профиля предприятия и инфраструктуры рыбного порта», – успокоил губернатор Игорь Орлов.
Напомним, что ветераны АТФ направили в адрес президента Российской Федерации Владимира Путина открытое письмо, в котором высказали серьёзную озабоченность по поводу возможного увода судов из Архангельска. Старейшие работники тралфлота считают, что приватизация должна проходить только в форме конкурса, когда инвестор обязан выполнить все социальные обязательства.
«Наш тралфлот – не просто предприятие, это национальное достояние Архангельского края и России», – написали главе государства ветераны предприятия (полный текст письма размещён в газете «Рыбак Севера» за №39 от 2 ноября 2012 года).
По словам руководителя агентства по рыбному хозяйству Алексея Коротенкова, нельзя не согласиться с их доводами. Каждое написанное в обращении слово как крик души, свидетельствующий о любви к родному предприятию, ответственности за его дальнейшую судьбу.
К сожалению, как бы люди ни любили предприятие, АТФ сейчас находится в незавидном положении: суда старые, из-за нехватки средства приходится брать кредиты.
Ректор Архангельского филиала ВЗФЭИ, профессор Альберт Сметанин поделился с 29.ru своим взглядом на проблему: «Я не готов сказать, нужна ли приватизация. Для жителей Архангельска траловый флот имеет огромное значение. Нас характеризуют как край доски и трески, так что без рыбы нам никуда. Важно, чтобы руководство области внимательно следило за процессом приватизации. Кстати, это будет хорошей проверкой для общественной палаты. Посмотрим, смогут ли они отстоять интересы области».
Фото: Фото с сайта Duma.lv