Ситуация с Архангельским тралфлотом набирает обороты. Вчера газета «Известия» опубликовала информацию о том, что АТФ уйдет с молотка. Приватизация должна состояться в 2013 году и пройти на условиях аукциона. Однако управление «Архангельского тралового флота» опровергло сообщение о предстоящей продаже предприятия с аукциона.
Говоря об аукционе, «Известия» пишут: «Претендент должен будет подписать соглашение о сохранении среднесписочной численности работников в течение двух лет после сделки. Кроме того, компании, победившей в аукционе, будет запрещено привлекать к управлению Архангельским траловым флотом (АТФ) иностранных граждан и лиц, не имеющих права доступа к гостайне. Основными претендентами на АТФ назывались такие компании, как ООО «Вирма» (учредитель ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания – Мурманск») и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец – кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). Этим компаниям ФАС ранее уже одобрила ходатайства о приобретении актива».
Менеджмент ОАО «Архангельский траловый флот» обратился в Газпромбанк, который является банком-агентом по проведению приватизации АТФ, и в Росимущество за комментарием по поводу публикации в «Известиях» о том, что решение о форме приватизации Архангельского тралового флота уже принято. Данная информация не подтвердилась. Форма приватизации АТФ еще не определена.
Траловый флот – системообразующее предприятие Поморья. На нем занято более двух тысяч работников и еще почти три тысячи человек заняты в смежных видах бизнеса. Аукциона многие боятся из-за того, что это может привести к тому, что АТФ перейдет к частному инвестору, не обладающему возможностями для сохранения и развития флота. Практика свидетельствует о том, что ряд инвесторов заинтересован только в квотах на вылов рыбы. Существует также опасность того, что при отсутствии соответствующих обременений новый собственник в случае ухода предприятия из региона снизит либо переработку рыбопродукции на мощностях предприятия, переориентирует работу флота в иные порты северо-запада России. В результате возникает угроза потери Архангельского тралового флота, его кадров, разрушения береговой инфраструктуры и социальной сферы. Чтобы этого избежать, ведутся разговоры об обременении инвестора социальными обязательствами.
«На сегодня Минэкономразвития и Архангельской областью обсуждается возможность обременения инвесторов социальными обязательствами. Это касается сохранения рабочих мест, профиля предприятия и инфраструктуры рыбного порта», – успокоил губернатор Игорь Орлов.
Напомним, что ветераны АТФ направили в адрес президента Российской Федерации Владимира Путина открытое письмо, в котором высказали серьёзную озабоченность по поводу возможного увода судов из Архангельска. Старейшие работники тралфлота считают, что приватизация должна проходить только в форме конкурса, когда инвестор обязан выполнить все социальные обязательства.
«Наш тралфлот – не просто предприятие, это национальное достояние Архангельского края и России», – написали главе государства ветераны предприятия (полный текст письма размещён в газете «Рыбак Севера» за №39 от 2 ноября 2012 года).
По словам руководителя агентства по рыбному хозяйству Алексея Коротенкова, нельзя не согласиться с их доводами. Каждое написанное в обращении слово как крик души, свидетельствующий о любви к родному предприятию, ответственности за его дальнейшую судьбу.
К сожалению, как бы люди ни любили предприятие, АТФ сейчас находится в незавидном положении: суда старые, из-за нехватки средства приходится брать кредиты.
Ректор Архангельского филиала ВЗФЭИ, профессор Альберт Сметанин поделился с 29.ru своим взглядом на проблему: «Я не готов сказать, нужна ли приватизация. Для жителей Архангельска траловый флот имеет огромное значение. Нас характеризуют как край доски и трески, так что без рыбы нам никуда. Важно, чтобы руководство области внимательно следило за процессом приватизации. Кстати, это будет хорошей проверкой для общественной палаты. Посмотрим, смогут ли они отстоять интересы области».