В Архангельской области уже полгода работает портал государственных и муниципальных услуг. Набрав в адресной строке незамысловатый набор букв и цифр Gosuslugi29.ru каждый житель Архангельской области может заказать предоставить весь пакет необходимых документов в органы власти для решения конкретного вопроса.
Данный Интернет-сервис является своего рода переходным мостом между чиновниками и людьми, налаженным в рамках программы «Электронное правительство». Все, что требуется от гражданина, – это отсканировать нужные бумаги и иметь выход во Всемирную паутину.
Как отметил директор департамента информационных технологий администрации губернатора и правительства области Игорь Иванов, сейчас в регионе проживает один миллион 300 тысяч потенциальных потребителей госуслуг. Портал включает в себя 380 предложений по самым разнообразным сферам жизнедеятельности. Из этого количества услуг 176 предоставляются государственными органами власти, а 204 – муниципальными. В настоящий момент для работы с электронными обращениями населения подготовлено две тысячи специалистов, из которых 1950 уже приступили к исполнению своих обязанностей.
С июля 2012 года (когда, собственно говоря, и был запущен в широкое «потребление» сайт госуслуг) портал принял более 14,5 тысяч обращений. Общее количество запросов в федеральные инстанции, направленных сотрудниками, ответственными за взаимодействие с населением, составило 40 тысяч. В этом же году их число должно возрасти до полумиллиона. Основная масса запросов пришлась на налоговую службу, пенсионный фонд, МЧС, МВД и Роспотребнадзор. Наибольшей популярностью пользуются услуги по предоставлению субсидий ЖКХ и заказ загранпаспортов.
«Сейчас на сайте зарегистрировано 30 тысяч пользователей. А общее число заходов на 1 января этого года составило 455 тысяч. Наша главная задача заключается в том, чтобы любой обыватель нашего края смог совершить виртуальный тур во властные структуры и извлек из этого максимальную пользу для себя. Достаточно лишь пройти процедуру регистрации на портале и создать свою учетную запись. И далее вы сможете заказать нужные для себя документы, не затрачивая больших усилий и не бегая по всевозможным кабинетам в поисках справок», – рассказал Игорь Иванов.
По информации правительства, 35 процентов проживающих в Поморье людей имеют персональные компьютеры. Следовательно, они попадают в разряд первостепенных пользователей портала – им легче всего зайти туда. Для тех же, кто не является владельцем ПК, созданы центры общественного доступа к госуслугам. Таковых насчитывается 146 – почти все они расположены в сельских библиотеках. Помимо этого, с аналогичной целью планируется внедрение инфоматов (один уже действует в тестовом режиме на Соловках) и создание многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна. Также оборудованы два микроавтобуса для выездной работы в глубинке – портал должен быть известен везде.
С июня этого года в муниципальных центрах социальной защиты и занятости начнут исполнять новую функцию – предоставлять не только первоочередные, но и дополнительные услуги (а таковых может насчитываться до 40–50). Вместе с тем к электронному сотрудничеству планируется привлекать и коммерческие организации – в первую очередь управляющие компании, которые будут включены в электронную систему, чтобы оперативно реагировать на обращения из органов власти. В дальнейшем практику взаимодействия госструктур и коммерции предполагается расширять.
Один из важных этапов в процессе совершенствования оказания госуслуг в электронном виде – исключение неоптимальностей при осуществлении процедуры. Как подчеркивают в департаменте информационных технологий, важно сократить количество предложений на сайте с 380 до 100, не меняя при этом объемов и сути работы. Речь идет, в первую очередь, не о том, чтобы убрать имеющиеся услуги, а о том, чтобы их оптимизировать. И естественно, неуклонно снижать срок исполнения – сейчас он может достигать 80 дней.
И еще. Прошлой весной, когда программа электронного правительства только начинала набирать обороты, особое внимание уделялось предстоящему выпуску универсальных электронных карт жителей Архангельской области. Их можно будет использовать и как банковскую, и даже как страховой полис или студенческий билет. Выдача карт будет бесплатной и исключительно по желанию. Они будут содержать личные данные гражданина и образец электронной подписи. Затем разговоры о предстоящем нововведении постепенно утихли. Однако сама идея по-прежнему здравствует. Как заявил Игорь Иванов, уже создана необходимая инфраструктура и проект приближается к своей реализации. С января этого года каждый желающий может сделать заказ на оформление подобной карты.
Фото: Фото с сайта Zakon.kz