Современная Россия – воистину страна чудес. И смех, и грех – это точно про нас. Пока одни считают копейки, теряют работу, ютятся на позорных нескольких десятках квадратных метров и с ужасом ждут бешеных счетов на услуги ЖКХ, другие изливают с телеэкранов свои фантазии о прекрасном будущем без вредных привычек, вызывающе красивых женщин и лампочек на 100 ватт. Власти не перестают удивлять нас все новыми законопроектами и загадочными запретами.
Гении абсурда, или «К вопросу о тупоумии»
В истории мировой литературы абсурд занял место рядом с такими именами, как Франц Кафка, Сэмюэль Беккет, Даниил Хармс. Но вот если в случае с художниками слово «абсурд» – это инструмент созидания, художественный прием, то в чиновничьих кабинетах он превращается в суровую российскую действительность.
Один из главных гениев политического абсурда – питерский депутат «Единой России» Виталий Милонов. Кто же не слышал о его знаменитом предложении отправлять женщин, не родивших до 23 лет, на обязательную воинскую службу. Он же хотел запретить русским женщинам носить высокие каблуки и яркую одежду? А в сентябре прошлого года товарищ Милонов пытался наделить эмбрион всеми правами человека и приравнять аборт к убийству. Большинство коллег по цеху рыжего революционера со скандалом отклонили эту идею, некоторые депутаты и вовсе решили, что в случае принятия новой инициативы придется признать онанизм уголовным преступлением, а оральный секс – людоедством.
Год за годом депутаты Санкт-Петербурга пытаются приравнять ношение мини-юбок в центре города к мелкому хулиганству. А в октябре 2012-го они поправили городской Административный кодекс, согласно которому громкий секс, топот котов и передвижение холодильников ночью могут стать причиной штрафа.
В ответ на происходящее депутат Вячеслав Нотяг предложил проверять его коллег на психическую нормальность. Увы, законодатели протестировать свои извилины не решились. А жаль, ведь в масштабах страны «гениальность абсурда» поражает.
Чего стоит закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 1 сентября прошлого года? Он обязал правообладателей информационного продукта маркировать контент по возрастному критерию и чуть не сделал Волка из «Ну, погоди» персоной нон грата, ибо он курит и выпивает. От цензуры советский мультфильм спасло только признание главой Роскомнадзора Максимом Ксензовым культурной ценности в Зайце и Волке.
Немало радости блогерам доставляет и главный врач Геннадий Онищенко. Он то борьбу со шпротами начнет, то обрушит свой праведный гнев на суши и роллы. Прямо как Дмитрий Медведев, предавший анафеме лампы Ильича и зимнее время.
А как вам депутаты Белгородской области, которые 28 июня приняли закон, цель которого – отвадить мужчин от проституток. Пойманных с поличным ждет штраф в пять тысяч рублей и письмо с указанием правонарушения на работу и домой.
Еще из любопытного: на рассмотрение Госдумы был вынесен закон депутата от ЛДПР и сына Владимира Жириновского Игоря Лебедева, по сути узаконивавший человеческие жертвоприношения.
Все это лишь малая часть абсурдов. Глядя на происходящее, невольно вспоминаешь фельетон «К вопросу о тупоумии» советского писателя Михаила Кольцова. Автор в нем пишет: «Можно ли вообще говорить о тупоумии как о безобидном природном объективном качестве? Мое мнение, что нет. Люди, которые заняты на государственной работе, должны свои шаги просчитывать наперед, именно от их компетентности зависит развитие и благополучие страны».
Какое благополучие ждет нашу страну? Непонятно…
«Запреты не только увеличивают количество взяток,
но и помогают создать видимость порядка в стране» (Владимир Борисов)
Помимо законодательных извращений власти не брезгуют и всякого рода запретами. Один запрет пропаганды гомосексуализма чего только стоит. Наша родная Архангельская область, кстати, была одной из первых, где был введен запрет на проведение публичных мероприятий, направленных на пропаганду однополой любви. Случилось это в 2011 году. Затем «антирадужную» эстафетную палочку подхватил Санкт-Петербург и другие регионы. Россияне, мыслящие традиционно, и их «свободолюбивые» оппоненты сошлись на идеологическом ринге, по стране прокатилась волна гей-парадов. Политики же только и успевали подливать масла в огонь: то гомосексуализм под одну гребенку с педофилией загребут, то скатятся до клерикализма, обвиняя секс-меньшинства чуть ли не в сотрудничестве с Люцифером. Тем временем правозащитники пытались отстоять права «голубых» и понять, что же все-таки депутаты имеют в виду под пресловутой «пропагандой». Общество разделилось на два фронта.
Надо отдать должное депутатам, шумиху подняли знатную. Занятый «антиголубыми» скандалами народ отвлекся от высокой коммуналки, кривой реформы образования и попыток поднять пенсионный возраст. Про подобную тенденцию в нашей стране очень точно сказал американский финансист Джордж Сорос. Во время всемирного экономического форума в Давосе он отметил: «Дума – это место, где создаются шумы, потому что в противном случае люди услышат звуки, которых не должны слышать, и вдруг начнут среди этих звуков различать совершенно определенную мелодию. Эта мелодия звучит примерно так: «Это разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении».
Одни из последних шумных трендов Госдумы – это забота о здоровье населения на грани истерики и лютая потребность повышения демографии любой ценой. Но обо всем по порядку.
Бороться за здоровые тела Россиян решено было путем избавления людей от вредных привычек. Первым под горячую руку федерального правительства попал алкоголь: цены обещают повышать, место и время продажи всех спиртных напитков, в том числе и пива, сильно ограничены. Ночью же вообще достать что-то покрепче можно или в заведениях общепита, или нелегально, с огромной наценкой на радость предприимчивым гражданам. Правительство Поморья радостно вступило на тропу войны с зеленым змеем, мы даже стали первопроходцами в запрете продажи алкогольных энергетиков и джин-тоников. УФАС, правда, запороло эту инициативу.
Несмотря на то, что люди осознают вред горячительных напитков, у антиалкогольной кампании достаточно противников. Борьба с алкоголизацией населения – мысль хорошая, спорить никто не будет. Но вот как она реализуется? Что правительство предлагает помимо запретов? Альтернативное времяпрепровождение, доступные билеты в театр или, может, новые спортивные площадки? О какой эффективной борьбе со спиртным может идти речь, если самая простая книжка в мягком переплете, напечатанная на самой дешевой бумаге, стоит раз в пять-семь дороже бутылки пива?
Ответы – это лишнее. Государство продолжает махать запретительной шашкой над головами людей. Самая свежая инициатива – антитабачный закон. «Цены на сигареты поднять в разы, курильщиков выгнать на улицу, электронные сигареты запретить», – только и успевают делиться своими новыми идеями депутаты. Не важно, как это будет воплощаться в жизнь. Главное – пошуметь. Курильщиков много, авось в заботах о труднодоступности своей пагубной привычки они не заметят, что российская промышленность дышит на ладан, что уровень преступности не снижается, а реформа полиции – лишь смена фантика гнилой конфеты.
Если повезет, то никто не обратит внимания на то, что среднестатистическому россиянину не всегда хватает денег, зарплаты не успевают за темпами инфляции: образование, медицинские услуги, бензин, еда, жилищные тарифы.
Пока государство гадает, чего бы еще запретить, заводы останавливаются, фабрики разваливаются, предприниматели задыхаются от непосильных налогов, а криминальные ленты новостей пестрят трагедиями.
Российский писатель Андрей Битов как-то сказал: «Запрет снимает ответственность». Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что наше дорогое государство свою душу облегчает с завидной периодичностью. Депутаты по всей вертикали власти взяли на себя роль сурового родителя, грозящего пальцем шкодливому ребенку. «Эту каку в рот не бери, с плохими ребятами не дружи и не обижайся – ведь я забочусь о тебе», – как будто бы говорит Госдума, отпуская в свободный полет свой очередной запретительный законопроект. А про то, что родитель отдает всего себя любимому дитятке, ученые мужи в кабинетах как-то забывают.
Вместо эпилога
Русский прозаик и журналист Сергей Довлатов писал: «Одним из серьезных ощущений, связанных с нашим временем, стало ощущение надвигающегося абсурда, когда безумие становится более или менее нормальным явлением». И не поспоришь ведь. Абсурд набирает обороты, мы уже не знаем, где шутка, а где «здравые» идеи власть имущих. Такими темпами однажды мы будем жить в стране, где кроме сегодняшних проблем, так старательно замалчиваемых политикой Кремля, появятся новые: налог на бездетность, о котором все чаще говорит русская православная церковь; официальные гонения на дома мод и глянцевые журналы, «порочащие мир русских женщин». Кто знает, быть может, через несколько лет мы будет подавать друг на друга в суд за слишком яркий свитер, излишне длинные ноги или литературный вкус, отличающийся от того, чему учат в школе. Смех смехом, да вот удивить нас с вами государственными причудами становится все сложней...