На 17 октября назначена процедура отчуждения акций Архтралфлота. Иначе говоря – их продажа. Этой темы и всего, что с ней связано, мы касались уже много раз. Предстоящая система разгосударствления крупнейшего рыбопромышленного предприятия Поморья вызвала множество различных суждений и споров. Большинство из них касалось возможности вывода тралфлота новым собственником за пределы Архангельской области, что неизбежно приведет к массовым увольнениям и разрушению береговой инфраструктуры.
Одновременно с этим несколько источников, опираясь на заключения аудиторов, заявили о резком ухудшении финансового положения АТФ. По итогам 2012 года выявлено не менее десяти факторов, приведших к ухудшению финансового состояния предприятия. В частности, значительно выросла дебиторская задолженность с 93,4 до 323,2 миллиона рублей, то есть в три с половиной раза. Газета «Коммерсантъ» даже высказала предположение насчет скорого банкротства компании и последующего снятия ее с торгов. Ссылаясь на ньюсмейкера в Росимуществе, издание сообщило, что по причине нестабильного состояния объект может быть исключен из списка приватизации.
Сайту 29.ru удалось получить официальный комментарий по поводу материального положения АТФ непосредственно из недр предприятия. Пресс-служба флота назвала приведенные в СМИ факты балансирующими «на грани абсурда». «Вот, к примеру, лишь одна цитата: «Изданию («Коммерсанту». – Прим. авт.) удалось ознакомиться с заключением ревизионной комиссии, проводившей аудит АТФ по итогам 2012 года». Начнем с того, что проверка ревизионной комиссии и аудит предприятия – это абсолютно разные понятия, аудиторы «по определению» не делают ревизий», – таково заключение наших тралфлотовских коллег.
«Финансовое положение АТФ детально отражено в материалах совета директоров. Но наряду с чистой прибылью там есть и другие показатели, на которые представители прессы почему-то не обратили внимания», – говорит главный бухгалтер Архтралфлота Наталья Починкова.
Обратимся к конкретным цифрам, предоставленным нам бухгалтерией. Согласно оным, внеоборотные активы АТФ на 1 января 2011 года составляли 608 миллионов рублей, а на 1 января 2013-го – 2 миллиарда 82 миллиона. То есть более чем троекратный рост за два года. Подобный успех тралфлотовцы объясняют возвращением из мавританского плена и модернизацией трех траулеров – «Капитан Веселков», «Николай Кудрявцев» и «Капитан Кравченко». На реконструкцию «Капитана Кравченко» и «Николая Кудрявцева» пришлось взять банковский кредит в размере 770 миллионов рублей. За квартал одних процентов по нему предприятие заплатило 24 миллиона. Все эти расходы ложатся на себестоимость.
Значительно выросли налоговые отчисления: 2010 год – 312 миллионов рублей, 2011-й – 413 миллионов, 2012-й – 534 миллиона. Налоги на заработную плату, на долю которых приходится 63 процента от общей суммы, увеличились в 1,3 раза. НДС, налог на имущество и прочее выросли в 3,4 раза.
По словам помощника гендиректора АТФ Нины Зелениной, все вышеприведенное прекрасно показывает, на чем именно сосредоточены усилия менеджмента предприятия. Это будущее флота, это полностью модернизированные суда для вылова массовых пород рыбы, это социальная ответственность за снабжение рыбопродукцией родного края. Архтралфлот принципиально проводит реализацию продукции с НДС, рыба завозится в российские порты и продается только на берегу.
Как отмечает Зеленина, полтора года предприятие работает в условиях затянувшейся приватизации. При остром дефиците ликвидности банки не кредитуют, зная, что актив вот-вот будет продан. Когда значительная часть расходов идет на содержание отстойных судов, которые никогда не выйдут на промысел, так как себестоимость их работы в разы превышает ту, что уже сегодня показывают модернизированные траулеры. Но ожидание приватизации не позволяет совету директоров согласовать сделки по их реализации.
«И все-таки тралфлот в море, и рыба идет на архангельский берег в таких количествах, что область побила рекорд в СЗФО по числу тресковых блюд на столе у северян», – подытоживают официальные представители АТФ.
Фото: Фото с сайта Flashnord.com