За семь месяцев 2013-го количество желающих получить государственный заказ на площадках муниципальных и региональных закупок в Архангельской области выросло в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На 1 августа агентством объявлено 2773 открытых аукциона в электронной форме и 82 открытых конкурса на общую сумму почти в 10 миллиардов рублей. Начальная цена контрактов была снижена на 17 процентов, в результате муниципальные и региональный бюджеты сэкономили 463 миллиона рублей. Такие данные озвучил руководитель областного контрактного агентства Константин Северьянов.
В числе лидеров региональных госзакупок традиционно остаются министерства финансов и здравоохранения: на их долю приходится более трети от всех размещаемых заказов. Второе место в объемах областных торгов занимают заказы агентства по транспорту Архангельской области (15,6 процента), третье – торги министерства промышленности и строительства. Стоит отметить, что в общем показателе учитываются не только заказы органов исполнительной власти, но и закупки их подведомственных учреждений.
Константин Северьянов отметил, что окончательно выстроить работу по соблюдению плана-графика торгов пока удается не всем. В этой связи он подверг критике нерасторопность областного минздрава и низкую заинтересованность в совместной работе со стороны министерства промышленности и строительства: ведомство уже месяц оставляет письма агентства без внимания и ответа.
С 1 января следующего года Россия перейдет на контрактную систему в сфере закупок, а нынешний федеральный закон 94 «О размещении заказов…» прекратит свое существование.
«За годы действия 94 ФЗ единая система государственного заказа так и не сложилась. Надежная методика расчета начальной цены закупок отсутствует до сих пор, сквозной мониторинг торгов не ведется, а конкурентная среда развивается крайне слабо. Но главной проблемой остается коррупция и неэффективность закупок», – считает руководитель контрактного агентства Поморья.
В первом полугодии 2013 года удельный вес несостоявшихся торгов в Поморье составил 59 процентов. Одна из причин этого – подача одной заявки (56,8 процента от несостоявшихся областных торгов) или вообще отсутствие таковых. Бывает и так, что цену озвучивает лишь один участник аукциона, или, к примеру, комиссия по рассмотрению заявок отклоняет все поданные документы.
Сегодня ситуация «один поставщик – один покупатель» является наиболее плодородной почвой для махинаций и различных коррупционных схем. По оценкам института госзакупок Высшей школы экономики, коррупционные факторы составляют до 60 процентов на этапе планирования, 20-25 процентов – в ходе размещения заказов и 15-20 процентов при исполнении контракта.
В первом случае коррупционные действия заказчиков проявляются в завышении цен, льготных условиях контрактов «для своих», ненужных закупках или приобретении избыточного количества товаров, работ и услуг. Второй этап чаще всего печально ославлен «затачиванием» технического задания под конкретных поставщиков или, к примеру, широким перечнем закупок у единственного исполнителя.
Что же касается исполнения контракта, то здесь подрядчик и заказчик имеют широкие возможности скрыть невыполнение договорных обязательств или подписать документы об исполнении контракта, хотя цели закупки фактически не достигнуты.
Одной из мер по борьбе с коррупцией с 1 января 2014 года станет и обязательное общественное обсуждение закупок, если начальная цена контракта превышает один миллиард рублей. А компания, «прославившаяся» срывом предыдущего контракта, за счет занесения ее в реестр недобросовестных поставщиков не сможет участвовать в новых процедурах закупок.
Фото: Фото с сайта Egorievsk.info