Наш сайт всегда много писал о проблемах здравоохранения и качестве медицинских услуг. И всегда наши материалы находили живой отклик у читателей. В последнее время стойко возникает ощущение, что отечественная медицина похожа на того самого пациента, который скорее мертв, чем жив. И умрет этот пациент от неправильно поставленного диагноза, неверно выбранного лечения и откровенно некачественных лекарств.
Мне самому недавно пришлось столкнуться со всеми «прелестями» нашей системы здравоохранения. Ведь мы идем к доктору тогда, когда начинаем болеть. И тут мы сталкиваемся с множеством нюансов, которые нас, пациентов, делают практически беспомощными. У меня ситуация была на первый взгляд банальная: одолел сильный кашель, особенно по ночам. Прекратив самолечение, я двинулся в свою поликлинику к участковому врачу. Конечно, пришлось посидеть в очередях, насмотреться на несчастные лица больных. Но это мелочи в сравнении с тем, что я увидел в кабинете врача. Беглый осмотр, стандартное измерение давления, вопрос «Что беспокоит?». Все вроде ок, но возникало ощущение, что ты часть огромного потока и доктор тебя в упор не видит. Более того, ему плевать на твою болезнь. И врач всегда найдет себе оправдание, ведь на осмотр одного больного у нас отводится 10–12 минут.
В итоге мне было назначено лечение, я выкупил лекарства и начал себя оздоравливать. Но, увы, один из препаратов, который мне выписал врач, только ухудшил мое состояние. Я спросил доктора, стоит ли принимать препарат дальше, и получил ответ: «Да, принимайте дальше». Мое несчастное горло было просто-напросто пересушено, но врачу было не до него. И только потом, когда я посетил других эскулапов, мне все в один голос говорили: «Да выкиньте вы этот препарат! Он даже не бесполезен, он вреден». А горло мое между тем уже пострадало, и вовсе не от самой болезни, а от неправильного лечения. Это как эксперименты над животными: поможет – не поможет, выживет – не выживет.
Доверие к участковым терапевтам у меня было подорвано, и я отправился к платному врачу, надеясь там найти правду и наконец-то справиться со своей досадной болезнью. Кашель не проходил, хотя я выпил уже гору таблеток, причем далеко не самых дешевых. У платного врача меня ждал новый сюрприз: куча направлений на анализы и процедуры, причем тоже не бюджетные, на все про все у меня ушло несколько тысяч рублей. «Наивный ты, платным врачам выгодно тебя «залечить», они с этого имеют свой процент», – говорили мои знакомые, которые уже имели дело с подобными услугами. Но как тогда быть, ведь получается замкнутый круг: бесплатному врачу до тебя нет дела, а платному есть дело только до твоего кошелька. Где же тогда само здравоохранение? Или это фикция?
От всего этого опускаются руки. Лечить себя через Интернет? Прибегать к народной медицине? Идти к знахарке? Ставить свечки за здравие в церкви? Перед нашей псевдомедициной маленький человек чувствует себя беспомощным, как маленькая шлюпка перед огромным белым айсбергом. Но ведь по логике все должно быть с точностью до наоборот: это медицина должна растопить айсберг под названием «болезнь», а заодно создать больному максимально комфортные условия.
Я пообщался с двумя очень уважаемыми в Архангельске врачами, и оба они отрицательно относятся к нынешнему состоянию отечественного здравоохранения. Многолетний главный врач областного онкодиспансера, почетный гражданин Архангельска Татьяна Подьякова говорит: «Дополнительная диспансеризация, которая сейчас проводится, – явление, с одной стороны, положительное. Но с другой стороны, получается, что зачастую диспансеризация проходит для галочки. Невозможно за такое маленькое количество времени увидеть даже часть проблем пациента. Особая беда – позднее диагностирование онкологических заболеваний. Мы вынуждены лечить людей, у которых уже серьезные стадии. А ведь по идее та же диспансеризация направлена на раннее выявление онкозаболеваний, когда еще есть возможность побороть этот недуг, не дать ему переродиться в угрозу жизни».
Другая тема – измельчание самих врачей, фактически самоуничтожение когда-то одной из лучших медицинских школ – северной. Об этом хорошо говорит профессор, известный архангельский терапевт и кардиолог Татьяна Иванова, которая называет нынешнюю систему здравоохранения «неорганизованным капитализмом». «Раньше все преподаватели нашего медицинского института практиковали в городских больницах и поликлиниках, вели лечебную работу. Это входило в их обязанность – наблюдать за пациентами. Сейчас иногда преподают дисциплину люди, которые даже не бывают в больницах, потому они не могут своего опыта ни накопить, ни передать студентам – будущим врачам. Зато активно развиваются отношения между медучреждениями и фармацевтическими компаниями. Последние устраивают дорогие банкеты для врачей, привозят профессоров из столиц, и они за большие деньги рекламируют то или иное лекарство. Изменилось и отношение врачей к пациентам. Помню, раньше, когда кто-то из врачей делал обход в больнице, то всегда представлялся больным, это была хорошая традиция, мы работали на доверии. А сейчас больные не знают фамилии своего лечащего врача».
Татьяна Николаевна рассказывает, что даже в Москве в прославленном «бакулевском» институте отказывают в лечении, если не заплатишь денег. «Одной моей знакомой не хватило пяти тысяч, и ей отказали в лечении. А она в итоге умерла...» – говорит заслуженный врач Иванова, которая даже представить себе не может, что такое могло быть в советские годы, когда наша медицина была одной из лучших в мире. Про сетования на низкие зарплаты Татьяна Николаевна отвечает, что и раньше врачи не были богатыми людьми. Но среди архангельских медиков были настоящие подвижники, которых сейчас практически нет. Имена профессоров Орлова, Бычихина, Целя, Елизаровского, Миркина вошли в золотой фонд архангельской медицины. Да и практикующие врачи в те годы были настоящими корифеями, их имена передавали из уст в уста. Сейчас же, по мнению Татьяны Ивановой, которая более 60 лет преподавала и лечила людей, врачи стали формалистами.
Вывод из всей этой истории грустный, даже трагичный. Саркастическая фраза «Тяжело в лечении, легко в раю» стала нарицательной и горькой. Четыре месяца назад мы опубликовали статью «Госпитализация с летальным исходом», в которой была рассказана история женщины, залеченной в областной больнице до смерти. Помню, как мой коллега Константин Таганов два месяца обзванивал главного врача, заведующего отделением, областной минздрав, пытаясь найти ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Как такое вообще могло произойти?», но ответственные за наше здравоохранение люди или не брали трубку, или «кормили завтраками», или отвечали «отписками». Наверное, это примета времени – тотальное равнодушие к чужой беде, убитая на корню отзывчивость и, самое главное, чудовищный непрофессионализм. И сколько бы денег ни вкачивали в наше отечественное здравоохранение, в него уже не вкачать главное – жизнь...