Сегодня после перерыва мы решили вновь затронуть одну из самых злободневных тем – сферу здравоохранения. На этот раз речь пойдет об одной ее из главнейших составляющих – скорой помощи.
Издавна люди связывали и продолжают связывать со «скорой» последние надежды на свое спасение. Перед ее работниками преклонялись, считая их кем-то вроде чудесных волшебников, вызволяющих с того света. Так было раньше. Но, кажется, теперь уважения к медикам экстренного реагирования у обывателей заметно поубавилось.
Виной тому целая совокупность факторов. Во-первых, слишком большой временной интервал проходит между вызовом бригады и ее приездом к больному. Во-вторых, отношение самих врачей к пациенту зачастую далеко не сострадательное.
Разберем конкретный случай. У пенсионерки Нины Константиновны поздно ночью скакнуло давление. Стабилизировать его с помощью лекарственных препаратов не получилось, поэтому пришлось набирать заветные цифры – 03. Однако на деле помощь оказалась отнюдь не скорой. Прошло более получаса, прежде чем раздался долгожданный звонок в дверь. Прибывший врач с холеным лицом никак не походил доброго доктора Айболита из стародавней советской сказки. В резких тонах устроил ослабевшей женщине настоящий допрос по истории ее болезни, причем в достаточно грубой форме. Повышал голос, явно давая понять свое превосходство, постоянно жевал жвачку, мурлыкал под нос какие-то странные мелодии, бросал презрительные взгляды на небогатую обстановку комнаты. От него буквально разило равнодушием и пофигизмом. Кардиограмма благодаря допотопному аппарату измерения вышла никакая, поэтому визитер в фуфайке с красным крестом приказал нерасторопной ассистентке сделать два укола подряд. После такого процедурного акта давление оказалось выше прежнего. В итоге Нина Константиновна услышала жандармский приказ: «Собирайтесь в больницу!». Медбригада явно жаждала сбыть с рук свалившуюся на нее проблему. Никакого соучастия в сборах пожилой женщине ни врач, ни его адьютантша, конечно же, не оказали. Пришлось бабушке, превознемогая кошмарное самочувствие, найти силы встать с кровати и кое-как покидать в пакет первые попавшиеся под руку вещи. Впрочем, стоило ли ожидать сочувствия от человека, откровенно заявляющего, что на нынешнюю свою работу он хочет ходить только дважды в месяц – за причитающимся ему жалованьем.
Надо сказать, что хамство со стороны персонала «скорой» – дело отнюдь нередкое. Разумеется, всему можно найти объяснение: невысокая зарплата, большая психологическая и физическая нагрузка, неадекватное поведение самих недужных. Ведь медики обязаны браться за каждый вызов и выезжать к пьяным, бомжам, на семейные драки. Но кричать на тех, кто действительно нуждается в помощи, грубить им и обвинять в симуляции – это уж слишком. А ведь подобные случаи, к сожалению, действительно имеют место. Да и техническое оснащение бригад оставляет желать лучшего – аппаратура эпохи царя Гороха, скудный аптечный набор, устаревший автопарк. Из-за этого в народе распространилось неофициальное прозвище «скоростных» работников – «крестоносцы». Про их оперативность (точнее отсутствие оной) сложены многочисленные анекдоты и байки. Но от обилия такого юмора отнюдь не смешно. Скорее, наоборот, трагически грустно.
Жительница Новодвинска Екатерина по причине очевидного нездоровья несколько раз пыталась по мобильному телефону (стационарного у нее нет) вызвать бригаду медиков к себе домой. Но диспетчер с завидным постоянством заявлял о невозможности выполнить «заказ» по причине того, что данный пункт приема вызовов базируется в Архангельске, а не в Новодвинске. В итоге окольными путями Кате удалось выяснить полусекретный сотовый номер станции «скорой» города бумажников и только тогда удача улыбнулась ей. «Уму непостижимо, сколько времени я потратила на все звонки и выяснения того, куда именно мне надо обращаться. Хорошо, проблема у меня была не чрезвычайная. А если бы я была при смерти? Тогда бы точно погибла, не дождавшись подмоги», – рассуждает девушка.
К сказанному стоит добавить, что к телефонной неразберихе прибавляется буквоедство. Главным образом, это касается наличия полиса. Потому как без подобной бумаженции скорая тебя может попросту и не забрать. Сразу вспоминается история с сожженной семьей пограничного генерала Гамова, когда врачи стали требовать у обгоревших и находящихся в шоке людей страховые документы.
Еще у всех в памяти прошлогодняя «итальянская забастовка» врачей архангельской «скорой». Среди ее первопричин – недовольство персонала зарплатой, недостаток необходимых медикаментов и оборудования. Тогда властям удалось погасить конфликт путем ряда договоренностей. Начальник городской станции 03 добровольно ушла в отставку. Но проблемы никуда не делись. И кадровый голод по-прежнему дает о себе знать.
Минувшей осенью начались разговоры о внедрении в жизнь проекта «платной скорой», разработанного депутатом облсобрания и известным бизнесменом Михаилом Авалиани. Планировалось, что в будущем жители столицы Поморья смогут выбрать наиболее предпочтительный для себя вариант – бесплатный государственный с прилагающимся к нему ворохом проблем или частный коммерческий с более быстрой реакцией и хорошим оснащением и вежливыми докторами. Указанная идея встретила неоднозначное восприятие в обществе. Многие ее противники упирали, прежде всего, на неэтичность наличия рыночного фактора в системе экстренной медпомощи – ведь на кону человеческие жизни. Сторонники же утверждали о полезности подобного нововведения – дескать, оно поможет «отсеять» лишние вызовы от страдающих похмельем алкоголиков и изнывающих от скуки одиноких пенсионеров. Типа, пусть врачи занимаются своей прямой работой, а не ездят развлекать старушек. В общем, палка о двух концах. Насколько эффективным окажется сие новшество на деле – сказать крайне трудно.
Но никто не станет спорить, что врач не должен терять профессиональных и человеческих качеств вне зависимости от того, за какой конторой он закреплен – казенной или частной. Равно как и приходить на выручку всем нуждающимся невзирая на их социальный статус и материальное положение. Разумеется, искренне жаль, когда специалистам скорой приходится срываться по несущественным поводам. Но если ты давал клятву Гиппократа, то обязан ей следовать до конца.
В качестве послесловия. Отрадно, что не все, описанное выше, есть всеобщая тенденция в деятельности наших «белохалатных ангелов». Многие из них готовы самоотверженно исполнять профессиональный долг и готовы каждому протянуть спасительную руку. Честь им и хвала. Наверное, когда-нибудь их усердие сможет перекрыть весь накопившийся негатив. По крайней мере, очень хочется в это верить.
Фото: Фото с сайта Image.borisoglebsk.net