На этой неделе в областном центре прошло открытие главного культурного события лета – Международного фестиваля уличных театров. Прошло это открытие скромно и с некоторым осадком, почти как в анекдоте про пропавшие вилочки. А связано все с тем, что мэрия Архангельска в этом году лишила детище Виктора Панова трех миллионов рублей.
На самом деле лично я не являюсь поклонником фестиваля уличных театров. Крайне редко их посещаю, да и вообще не считаю это каким-то особенным искусством. Но могу точно признать: фестиваль давно уже стал одним из важных культурных брендов Архангельска. Его любят, смотрят, наслаждаются. Многие посетители нашего сайта после информации о лишении фестиваля финансирования откровенно сетовали: мол, итак в городе посмотреть нечего, а тут как-никак бесплатное и яркое зрелище, на которое можно сходить с детьми и порадоваться, посмеяться, отдохнуть. Но чиновники в этом, 2014-м, году почему-то решили, что архангелогородцам интереснее будет лицезреть Кубанский хор. Потом, правда предложили еще Юрия Шевчука, видимо, осознав, что 430-летие города – все-таки юбилей и отметить его надо достойно.
Лет пятнадцать назад в Архангельске были еще масштабные джазовые фестивали, которые организовывал талантливейший Владимир Резицкий. Фестивали Резицкого были явлением не только для нашего города, но даже для России, ведь в город на Двине приезжали самые прославленные джазовые музыканты мира. Не зря Архангельск величали «северной столицей джаза», а Владимира Резицкого считали «саксофонистом №2» в России, после знаменитого Алексея Козлова. А потом этот самый Алексей Козлов подписывал некролог в газете «Культура» в память о безвременно ушедшем Резицком. И объявил во всеуслышание, что маэстро, которым гордился Архангельск, попросту… уничтожили. А именно, отказали в финансировании очередного фестиваля джаза. Так, походя, объяснив, что денег в бюджете нет. Сердце Владимира Петровича тогда, в 2001-м, не выдержало. А джаз в Архангельске постепенно стал сходить на нет, и сегодня мы вряд ли уже можем называть себя «северной столицей». Проходят фестивали, но уже масштабом помельче. Куда же мы без энтузиаста Резицкого?
Теперь фактически пытаются уничтожить другого энтузиаста – Панова. Анонимные пакостники пишут в комментариях на нашем сайте, что Панов «обеспечивает своих жен квартирами за счет города», «приглашает на фестивали бомжей из-за границы», «сосет деньги из бюджета» и так далее. Ребята, а вы вообще кто? Что вы сделали для Архангельска, раз так активно (правда, трусливо прячась за никами) критикуете Петровича, который в свои 75 продолжает бороться с «ветряными мельницами», дабы культура в городе окончательно не умерла? Да таким, как Панов, можно каждый год по квартире давать – ведь его заслуги куда выше, чем у нынешних чиновников, коим уготовано полнейшее забвение. Не будет Панова, что делать-то, родимые, будете? Организовывать фестивали самодеятельных коллективов Исакогорки и Маймаксы? Конечно, это в разы дешевле, зачем бюджет тратить? Да и театры можно закрыть – такие выгодные места для торговых центров пропадают.
Уже не первый год Архангельск и Архангельскую область целенаправленно отлучают от культуры. Как-то стух областной театр драмы, где раньше были аншлаги на «Вишневом саду» и «Утиной охоте». Нынче там, по информации моих бывших коллег-актеров, царит атмосфера казенщины и псевдоискусства. Слава Богу, что еще театр кукол не угробили – но и то благодаря Дмитрию Лохову и его коллективу (страшно представить, что будет через лет 10). Северный хор больше гастролирует по другим регионам, чем выступает в Архангельске. А о молодежной культуре вообще промолчу – большинство ярких юных творцов покинуло Поморье, перебравшись в истинную культурную столицу – Санкт-Петербург.
Чиновники часто говорят, что на культуру нет денег. Мол, надо жилье строить и дороги латать. Правда, в итоге ни жилье, ни дороги лучше не становятся. А вот те маленькие очаги, которые когда-то зажигали и бережно хранили энтузиасты, постепенно тухнут… Так, глядишь, скоро останется в холодном и безлюдном «граде тоски», в окружении пустых магазинов и красочных плакатов с упитанными дядями, только вспоминать…
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них семь – в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru. В разные годы жил и работал в Архангельской области, Пермском крае и Москве. В данный момент – главный редактор сайта 29.ru, автор и составитель краеведческого портала «Архангельский некрополь».