Город Холмогоры: стагнация родины Ломоносова

Холмогоры: стагнация родины Ломоносова

Сегодня, дорогие читатели, мы предлагаем вам путевой обзор села Холмогоры – райцентра со славной историей и бывшей столицы Двинской земли. В незапамятные времена этот населенный пункт имел статус города и обладал весомым административным статусом, предоставлявшим широкие полномочия в области территориального управления и военной обороны. Нынче же холмогорское житье-бытье протекает по типичным канонам заштатной российской периферии…

Добраться до некогда цветущего поморского града предельно просто – либо автобусом, либо на частном авто. Мы с коллегой по незнанию расписания «проморгали» плановый рейс, а ждать следующего пришлось бы не менее трех часов. В данном случае нам оставалось лишь один вариант – воспользоваться услугами «бомбилы». Что, собственно говоря, и было сделано. Вообще, в случае с самостоятельным перевозчиком переплата получается совсем незначительная, а вот экономия времени – неоспоримо заметная. Кладешь дядьке-шоферу в его крепкую мозолистую ладонь двести рублей и через час с небольшим ты уже на месте. Автобусное же путешествие со всеми остановками отнимет у вас как минимум два драгоценных часа, поэтому для спешащих граждан частный извозчик является наилучшим выходом из положения. В окрестностях архангельского автовокзала таких представителей «транспортной самодеятельности» немало, ибо спрос рождает предложение.

Езда с ветерком по федеральной трассе М-8 (которая так и именуется – «Холмогоры») неутомительна и даже в определенной степени комфортна. Асфальтовое полотно после недавней реконструкции еще хранит оттенок свежести и печать добротности. Машинка по ее поверхности скользит превосходно – ни мучительной тряски, ни бесконечных подпрыгиваний вплоть до заветного финиша. Правда, не стоит забывать, что за М-8 закрепилась репутация одной из самых аварийных и смертоубийственных автодорог области, непрестанно собирающей страшную дань в виде человеческих жертв. Вот и на нашем пути взору из окна предстала картина очередного ДТП. Слава богу, итогом дела стала лишь разбитая иномарка.

1 из 3

Но обратимся непосредственно к Холмогорам. Их летоисчисление оценивается в без малого семь веков – начиная с момента упоминания в приказной грамоте за подписью Великого князя Московского Ивана Калиты. До 1925 года Холмогоры были полноправным городом, после им выпала доля быть «разжалованными» до уровня села соответствующим декретом ВЦИК. Наивысшее благоденствие в их судьбе имело место в конце XVII века. Именно в те годы Холмогоры стали политическим, военным и религиозным центром Русского Севера. Правда, довольствоваться таким положением пришлось недолго – в 1702 году Петр Первый передал указанные полномочия Архангельску. После переезда туда архиерейской кафедры в жизни Холмогор начался застой, планомерно трансформировавшийся в упадок. Грустно констатировать, но упадочническим унынием веет тут и в теперешней действительности.

Первым объектом, увиденным мной на холмогорской земле, был Спасо-Преображенский собор. Точнее, то, что от него осталось. Строительство храма велось с 1685 по 1691 годы, позднее там находили последний приют главы поморского епископата. Неподалеку от собора в специальном доме на протяжении нескольких десятилетий содержалось в заточении Брауншвейгское семейство вместе с низложенным императором России Иоанном Антоновичем. В советскую эпоху шедевр православного зодчества подвергся безжалостному разорению и чудом избежал уничтожения. Однако до сих пор он пребывает в ужасном аварийном состоянии, хотя и обнесен строительными лесами в целях последующего восстановления. Реконструкция длится уже четыре года, конца ей пока не видно. Громадный храмовый корпус в теперешнем его положении вполне можно ассоциировать с балом разрухи в провинциальной глуши (не только у нас в области – по всей стране).

1 из 3

Холмогорский район дал Поморью и России немало достойных людей. В первую очередь на ум приходит, естественно, «все испытавший и все проникший» Ломоносов. Закономерно, что его имя носит главная транспортно-пешеходная артерия села. Хотя непосредственно родовая вотчина Михайлы Васильича находится в нескольких километрах от райцентра. Любопытная деталь: до 1930-х годов улица Ломоносова называлась Троицким проспектом. Местная школа также наречена в честь выдающегося академика. Благородный ломоносовский профиль выведен на ее главных воротах. К 300-летию ученого типичное проектное здание по полной «отретушировали» снаружи, отчего с первого взгляда его можно принять за новострой. И только мозаичное панно козырька с картинками, олицетворяющими тягу к учебе в державе победившего социализма, выдает истинный возраст храма знаний.

Среди других холмогорцев, увековеченных в местной топонимике – Герой Советского Союза Прокопий Галушин и классик северной литературы Николай Жернаков, вековой юбилей которого будет отмечаться в декабре. Кстати, фамилия писателя красуется не только на уличных указателях, но и на вывеске главной районной библиотеки, а также мемориальной табличке на стене деревянного дома, в котором Николай Кузьмич провел детство и юность.

1 из 3

В памяти еще не улеглись окончательно страсти от празднования трехвекового юбилея Ломоносова – уж так много слов говорилось о нем и его заслугах не в столь далеком 2011-м. И, похоже, дальше слов дело продвинулось не намного. Малую родину светила отечественной науки в полноценный порядок так и не привели. Сельские дороги пестрят ухабами и рытвинами, ощущаются общая неухоженность и чувство запустения. Хотя можно употребить и другое выражение – атмосфера затухания, поскольку не заметно никаких подвижек в сторону развития. Ставка на широкомасштабный туризм оказалась явно непродуманной. Жаждущих совершить паломничество по ломоносовским местам отнюдь не густо.

Однако ж в непосредственной близости от автостанции строится фешенебельное здание новой гостиницы – в противовес уже имеющемуся постоялому двору, к коему со стороны клиентов накопилось немало нареканий. А вот с новым автовокзалом почему-то не спешат – приезжающих и отъезжающих встречает ветхая сарайка неопределенного возраста. А еще в двух шагах расположился центральный парк с воинским мемориалом в честь павших на войне с фашистской Германией, состояние которого далеко от идеала. Среди деревьев разместилась любопытная скульптура, изображающая обнаженных спортсменов – парня и девушку. Такое предчувствие, что дни изваяния определенно сочтены: коли не разрушит время, то обязательно доломают вандалы. У мужчины по самый локоть оторвана правая рука. Короче, атлеты превратились в инвалидов. Символично. И грустно.

1 из 3

Что касаемо архитектурного облика Холмогор, то он отнюдь не однозначный. Частично сплошь деревенский, а иногда и вполне городской. Имеются полуразрушенные и покинутые халупы – олицетворение кризисных явлений 90-х. Но вместе с тем встречаются уютные домики европейского стиля с претензией на оттенок роскоши. Надо сказать, немало и панельных пятиэтажек брежневской поры – благодаря им немноголюдное село эпизодически напоминает отдаленную окраину более-менее крупного города. Например, архангельскую Исакогорку. Людей на улицах немного, а пресловутых машин с их выхлопными газами вообще раз-два и обчелся. Оттого-то и воздух необычайно легкий, насыщенный летней свежестью и благоухающим ароматом летней зелени. Может, поэтому в пределах Холмогор и окрестностях идет активная скупка земли под возведение особняков для сверхобеспеченной категории граждан. Почему бы не оттянуться по полной вдали от городской суеты, ежели капиталы позволяют.

С рынком торговли и услуг также все сравнительно неплохо – сельчане могут воспользоваться магазинами и павильонами самой разнообразной направленности. Даже функционирует настоящий ресторан с помпезной маркировкой «Мулен Руж». Одним словом, существуй, развлекайся и радуйся. Но даже дух французской кухни не в силах закрепить холмогорцев на родной почве. Сейчас в райцентре проживает немногим более четырех тысяч человек. По меркам горожанина – весьма маловато. Но даже эта цифра продолжает регулярно снижаться. Если уж из областной столицы (главным образом – его молодая поросль) народ валит куда угодно очертя голову, то что уж говорить о глубинке. Былая всесоюзная слава Холмогор как транспортного узла и передовика племенного животноводства приказала долго жить вместе с крахом СССР. Следовательно, похороненными оказались все прежние стимулы и перспективы. Так что эмиграция трудоспособного люда очень даже объяснима и оправдана.

1 из 4

Интересная деталь: неподалеку от местного краеведческого музея мы обнаружили необычный памятник – увесистую плиту из черного мрамора. Из нанесенного на ней текста и изображения стало ясно, что посвящен мемориал знаменитой холмогорской буренке. Безусловно, коровка-кормилица по праву удостоилась оказанной ей чести. Только одно деталь смущает при взгляде на сию достопримечательность– уж больно она напоминает надгробный камень.

Но не хотелось бы обрывать наше повествование на столь пессимистичной ноте. Справедливости ради стоит подчеркнуть неповторимую природу Холмогор, их хорошую экологическую обстановку, живописное обрамление лесных массивов, открытых и радушных местных жителей. Пожалуй, это весомый повод для повторного приезда сюда.

Фото: Фото Алексея Морозова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Елки на фоне луж и грязи». Архангелогородец считает, что город слишком рано украшают к Новому году
Юрий Скородумов
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления