От правительства области на днях поступило дельное предложение представителям муниципалитетов задуматься об обеспечении контрактов по программе расселения аварийного жилфонда финансовыми обязательствами со стороны подрядных организаций. Что из этого получится – покажет время.
«Страна должна знать своих «героев», – отметил в ходе прошедшего в понедельник совещания с руководителями областного правительства губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – Если предприниматель, взявшийся за эту работу, намерен обманывать заказчика в лице руководства района, расскажите об этом, пусть СМИ расскажут об этом человеке».
Самой типичной отговоркой для прекращения строительства на сегодня является банальная: нет денег. Зачастую говорят одно и то же – стройка не идет, так как у подрядчика нет средств. Теперь же нам обещают прекращение этого порядка – если подрядчики взялись за работу, то нужно гарантировать результат. «Больше разговоры о нехватке денег слушать мы не желаем!» – жестко подчеркнул глава региона.
По предложению правительства области, в договорах на строительство соцжилья местным властям отныне следует предусматривать финансовые обязательства подрядчиков, связанные как с возвратом аванса, так и с надлежащим исполнением контрактов.
На совещании Игорем Орловым было также отмечено: «Четыре района и столица области выпадают из программы на будущий год. Что будете в этой связи делать? Как вы намерены объяснять людям, у которых дома бесконечно сходят со свай, что их некуда переселить? Давайте смотреть правде в глаза. Рапортовать можно сколько угодно – но пора уже показать реальную работу».
По словам министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Игоря Годзиша, местные власти ранее проводили торги своими силами, самостоятельно. Именно поэтому в настоящий момент у множества муниципальных контрактов отсутствуют параметры, связанные с финансовыми гарантиями подрядчиков по должному обслуживанию договоров.
«Сегодня мы разработали типовые контракты, в которых учтены все названные риски, – подчеркнул Игорь Годзиш, – эти документы уже направлены в муниципальные образования. Предлагаем проработать их и взять за основу при реализации третьего этапа программы».
«Обеспечение контракта является обязательным условием проведения торгов, – напомнила заместитель руководителя контрактного агентства Архангельской области Ольга Кезина. – Если вы заключали договоры по 44-ФЗ, то обеспечение контракта предусмотрено, а значит, у местных властей есть все возможности для привлечения подрядчика к ответственности».
По итогам прошедшего совещания было подчеркнуто, что теперь аутсайдеры будут держать ответ непосредственно перед президентом на специальном совещании, которое запланировано на октябрь этого года.
Также министерству ТЭК и ЖКХ области со стороны губернатора было поручено проверить договоры, заключённые на местах и для реализации программы расселения непригодного жилья, на предмет наличия или отсутствия строки о финансовых обязательствах подрядчиков.
«При проведении любого аукциона предусмотрены залоги: за участие в аукционе, обеспечение исполнения заявки, – отмечает депутат Архангельской Городской думы Александр Гревцов. – Вопрос в том, что суммы данных залогов недостаточны для покрытия убытков заказчиков, связанных со срывом исполнения контракта. Поэтому введение дополнительных гарантий для подрядчиков с этой точки зрения – разумно. Однако, с другой стороны, увеличение финансовых обязательств для подрядчиков может привести к росту стоимости социального жилья для бюджетов, поскольку отвлечение средств из оборота подрядчики должны будут компенсировать. Других источников подобных «компенсаций» кроме увеличения стоимости заказа, а значит – роста стоимости социального жилья, нет».
«Поэтому прежде, чем устанавливать дополнительные финансовые обязательства для подрядчиков, необходимо раз сто всё сосчитать и только потом принять единственно верное решение», – резюмировал Александр Гревцов.
Напомним, ситуация с расселением аварийного жилья в областном центре на сегодня является плачевной. Строительство социального жилья сведено к минимуму. Пожалуй, самым живописным примером безалаберности подрядчика является случай с домами на Доковской, когда подрядная организация с петербургской пропиской – «Импера Нова» – не успела уложиться в отведённый срок (шесть месяцев) и попросту оставила объекты. К слову, стоимость строительства домов по результатам открытого аукциона составила почти 166 млн рублей. Сейчас дома на Доковской по-прежнему стоят недостроенными.
Фото: Фото с сайта Euribor.it