Умирающие города Архангельской области имеют свой специфический «аромат» – запах мокрого гниющего дерева. По работе объездила почти половину Поморья, с таким запахом сталкивалась в Няндоме, местами в Плесецке, но Вельск – совсем другое дело. Здесь пахнет свежим лесом и цветами.
Почти в каждом дворе чувствуешь заботливую руку жителей города: везде клумбы, а чистота улиц буквально бросается в глаза. В Вельске нет ни одной девятиэтажки, а количество пятиэтажных зданий не переваливает за несколько десятков. Горожане предпочитают кирпичным строениям частные дома.
Когда приезжаешь в этот город впервые, то ловишь себя на ощущении, что сюда можно вернуться. Причем не как туристу, а как человеку, который ищет семейного счастья и домашний уют. «Низкорослые» домики так и манят купить землю, развести огород и нарожать минимум четверых детей.
Уютную атмосферу может разрушить химзавод. О загрязнениях от производства беленой химической термомеханической массы, которая заменит целлюлозу, горожане говорят чуть ли не из каждого окна. Пока жители спорят быть или не быть этому объекту в Вельске, за поселком, который называют Лесобазой, уже видны колеи от грузовиков, даже знак поставлен «Проход запрещен».
Человеку, не прожившему в самой южной точке Архангельской области хотя бы несколько лет, сложно судить, нужно ли городу еще пару тысяч рабочих мест. Но если учесть, что здесь мясной и молочный комбинаты, хлебокомбинат, птицефабрика, даже колония, сомневаюсь, что людям негде работать. Может, они просто не хотят чувствовать запах архангельского Сульфата?
Парадоксы Вельска
№1. Когда присматриваешься к саму южному городу Архангельской области, кажется, что время остановилось... где-то в 1990-х. Современные постройки не сразу заметны среди типовых зданий советского прошлого. Даже по местному ЗАГСу не скажешь, что в этом месте пары создают новую ячейку общества – слишком административного вида это строение.
№2. Здесь черта между городом и сельской местностью стерта. Достаточно сделать один шаг, чтобы оказаться в деревне Тюковская, в народе именуемой Копалихой. Песчаная дорога и высокие заборы частных домов словно вышли из тургеневских рассказов. Люди живут тихой размеренной жизнью: утром – на работу в центр, а вечером – на колонку за водой. И никто не жалуется, тарифы-то за коммунальные услуги дешевле.
№3. Многие, даже молодые люди, выбирают жизнь в деревне. Несмотря на то что Вельск – провинциальный город, цены на жилье и аренду квартир незначительно меньше расценок в архангельском округе Варавино-Фактория.
№4. Что действительно радует меня, как журналиста, – здесь остался глоток свободы. «Вельск-инфо» – единственная независимая газета архангельской глубинки. Но когда берешь «худенькую» газетку в руки, разочаровываешься: слишком много заимствованных материалов из СМИ областного центра – они заполняют буквально все полосы. А взгляд местных акул пера распыляется на праздничные новости о футболе и народных гуляниях.
№5. Одно из самых красивых мест в Вельске – набережная. Только не ожидайте увидеть с нее широкую гладь воды. Река Вага почти обмелела и оставила после себя заросшую растительностью равнину. От Набережной сохранились только название улицы и вид – истинное великолепие северной природы.
Разные города – одни болезни
Окинув Вельск взглядом постороннего человека, еще раз убеждаешься в мудрости народной поговорки: «Рыба гниет с головы».
Главная улица Дзержинского напоминает Троицкий проспект, только в миниатюре – такое же обилие торговых центров. Лишь деревянные строения, обклеенные рекламой так, что даже окон не видно, говорят – это не Архангельск. На центральной улице не покидает ощущение круговорота продаж и потребления. Даже, кажется, что смотришь глазами Тайлера Дердена. Моя подруга даже поймала себя на мысли, что обувных магазинов больше, чем пар ног у всех горожан.
И в это время слышишь от проходящих мимо мальчишек: «Может, покурим?». Вроде есть детские площадки, а заняться все равно нечем.
Единственный в городе парк аттракционов больше напоминает кадры из документального фильма о Припяти. И лишь цветастый плакат на ржавом заборе подсказывает, что зона отрезана от людей не так давно. Но судя по состоянию «чертова колеса», увидеть город с высоты хотя бы шести метров посетителям больше не суждено.
Кстати, рядом с этим парком аттракционов находится – дань истории Архангельской области – Ломоносовская аллея. Красивое и ухоженное место для отдыха, только название ничего не говорит о самом Вельске, как будто городу нечем и некем гордиться. Аллея получила имя нашего великого земляка в 2011 году, когда Поморье разрывалось от бума переименований к 300-летию ученого. С глубоким уважением отношусь к заслугам Михайло Васильевича, только не понимаю, почему нелепые идеи чиновников до сих пор не удостоены права называться абсурдом имени М.В. Ломоносова.
Еще одна патология, передавшаяся Вельску от Архангельска – дорожный ремонт, а точнее миллионы, зарытые под дождем в конце лета. Местные газеты трубят, что такое происходит впервые. Но про себя все равно думаешь: «Рак пустил метастазы».
Фото: Фото автора