21 января пятница
СЕЙЧАС -2°С

Сделки с недвижимостью пройдут быстрее?

Поделиться

Правительство РФ разработало еще один способ облегчить процесс заключения сделок с недвижимостью. Если новый закон будет принят, то гражданам больше не придется предоставлять документы о праве на имущество нотариусу, страховым организациям и банкам. Всю информацию о недвижимости инстанции будут самостоятельно запрашивать и получать в электронном виде. Однако эксперты отмечают, что скорость сделок увеличится только в случае четкой работы системы электронного документооборота.

В 2012 году правительство РФ разработало «дорожную карту» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Она призвана оптимизировать процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также повысить качество оказания госуслуг в этой сфере.

Предполагается, что к 2018 году в результате всех мероприятий сроки государственной регистрации прав сократятся до семи дней, а административные барьеры и коррупционные проявления будут исключены. Кроме того, меры, предусмотренные «дорожной картой», должны значительно повысить достоверность сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости, а в будущем объединить их в Единый государственный реестр недвижимости. При этом затраты заявителей сохранятся на существующем уровне (в размере государственной пошлины).

Напомним, с 1 октября 2013 года уже вступила в силу целая серия изменений. Например, подавать документы на регистрацию прав недвижимости можно в электронном виде. Причем обращаться с документами можно не только в управление Росреестра, кадастровую палату, но и в МФЦ. Сроки обработки документов в этих структурах также существенно сокращены: процедура регистрации недвижимости длится не более 18 календарных дней со дня принятия заявления, а постановка объекта недвижимости на кадастровый учет занимает восемь рабочих дней вместо прежних десяти.

Более строгие требования предъявляются и к деятельности кадастровых инженеров. Так, если 25% изготовленных инженером документов получили отказ в регистрации права по причине некачественного выполнения межевого плана или технического плана, то этот инженер лишится профессиональной лицензии. А право на обжалование отказа теперь получает не только заявитель, но и представляющее его права юридическое лицо.

Одним из последних мероприятий в рамках этой программы стал законопроект об упрощении процесса заключения сделки, который был внесен на рассмотрение в Госдуму 18 сентября.

Сегодня при обращении к нотариусу, в страховые организации и банки для заключения сделки с недвижимостью предварительно нужно получить необходимые сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости. Авторы нового законопроекта предлагают запретить страховым, кредитным организациям и нотариусам требовать от клиентов предоставления этих сведений. Нотариусы и организации будут обязаны делать запрос и получать данные о недвижимости в электронном виде, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства.

В правительстве РФ уверены, что новый закон позволит ускорить процесс рассмотрения обращений граждан и принятия решений нотариусами, страховыми и кредитными организациями, а также упростит межведомственный документооборот.

Любое движение по направлению к электронному документообороту является позитивным, считают представители банков: «Возможность получить нужные сведения в электронном виде сокращает время оформления сделки».

В то же время в случае принятия нового законопроекта некоторые моменты потребуют отработки на практике. «По закону более приоритетными для кадастра являются личные обращения граждан – они обрабатываются в первую очередь. Вероятно, ведомству потребуется перераспределение ресурсов для оперативной работы с электронными обращениями банков. Также есть клиенты, которые имеют право на бесплатное предоставление выписок (например, по инвалидности)», – объясняют специалисты.

В этом случае может потребоваться механизм, который позволит сохранить им льготу, даже если запрос вместо клиента будет подавать банк.

Игроки рынка недвижимости положительно оценили нововведение. «Большинство людей обращаются к риелторам, потому что не знают, где и как собрать необходимые документы. Клиенту, конечно, в этом случае будет проще, поскольку не нужно лишний раз ходить по инстанциям и отпрашиваться на работе, поскольку, как правило, документы можно получить в будни, в рабочее время. Для людей это очень удобно. Весь цивилизованный мир давно так работает», – говорит аналитик рынка недвижимости Ирина Рязанова.

Вместе с тем эксперт отмечает, что если речь идет о комплексных услугах риелторов, то заказать выписку из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости сегодня для агентов недвижимости не составляет труда.

Ускорит ли совершение сделок новая процедура, будет зависеть от того, насколько быстро и четко она будет работать, считают эксперты рынка недвижимости. «Сегодня, к примеру, при заключении сделок между юридическими лицами мы имеем право не приносить на сделку выписку из налоговой, поскольку Росреестр получает ее самостоятельно в электронном виде. Но клиенты зачастую перестраховываются и предпочитают сделать это самостоятельно. Ведь если ты приносишь собственноручно весь пакет документов, то на 99% можешь быть уверен, что сделка пройдет быстро и в запланированные сроки. А если понадеешься на электронный запрос, то в двух случаях из трех будет приостановка, связанная с тем, что электронный документооборот еще не настолько четко работает», – объясняет Ирина Рязанова.

По мнению аналитика, слаженность работы электронного документооборота во многом зависит от человеческого фактора и технических возможностей системы.

Фото: Фото с сайта Newsper.net

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter