Промокшие насквозь ботильоны и прилипшие к лобовому стеклу машины пожелтевшие листья дали понять – осень вступила в свои законные права. А это значит – больше холода, меньше солнца, лужи и печаль. От того, что больше не будет веселых прогулок по набережной, пробежек в легкой одежде, катаний на велосипеде и роликах. О спорте под открытым небом можно смело забыть на долгие месяцы.
Я люблю спорт. Особенно бег вечерами вдоль набережной с любимой музыкой в наушниках. Бежишь себе спокойно, в том ритме, каком хочешь, отдыхаешь, когда устал, выбираешь место, где бегать и просто получаешь от этого удовольствие.
Однако, признаюсь, мои отношения со спортом складывались не сразу. В детстве я его просто ненавидела.
Первыми любовь к физическим нагрузкам отбили руководители балетной школы, куда меня отдали родители в пять лет. Всю радость и счастье от танцев перебивала адская боль во время разминки и растяжки. До сих пор помню, как рвали мышцы, заставляли из последних сил висеть на станке, прижимали носочки к полу – чтобы подъем был красивый. И на все твои слезные «больше не могу» один ответ – «хватит лениться».
Потом школа...Ох уж эти бесконечные, бессмысленные занятия! Со мной согласятся те, кто помнят, как они, задыхаясь, пытались уложиться в школьный норматив по бегу, лыжному кроссу на три километра, или как неудачно метнули гранату в голову одноклассника. Школьные уроки физкультуры часто ненавидят даже те, кто любит спорт и занимается в секциях, поскольку учителя умудряются превратить их в столь же нудную обязаловку, как и любой другой предмет.
Мне, например, с физруком повезло не очень. Это был суровый мужчина, считавший что из каждого ученика можно сделать олимпийского чемпиона. Все «не могу», «не хочу», «не умею» в расчет не принимались. Не можешь перепрыгнуть через планку? Слишком высоко? Тройка тебе! И наплевать какой у тебя рост и вес. Норматив есть норматив, он для всех един.
Однако, физкультурные нормативы ориентируются на паспортный возраст ребенка. Но все дети развиваются по-разному: кто-то в свои 11 лет физически развит как 14-летний подросток, а кто-то не дотягивает и до своей возрастной нормы.
Мой старший брат, учившийся в той же школе, что и я, на одном из занятий физкультурой сломал ногу. Он никак не мог выполнить прыжок в высоту с разбега, через планку. Но учитель до того догонял бедолагу, что в конце-концов это занятие закончилось неудачным падением и переломом.
А эти бесконечные катания на лыжах зимой? У нашей школы не было своего большого стадиона, поэтому всех водили на пустырь рядом с Вологодским кладбищем. Вначале ты тащишься туда с лыжами наперевес. Потом отматываешь на время и скорость бесконечное количество кругов. Затем, сырой от падений в сугробы, замерзший, идешь обратно в школу и досиживая остатки уроков мечтаешь о душе. Вы после таких занятий любили бы лыжи?
И все бы ничего, но нам почему-то не сочли нужным объяснить, как на этих самых лыжах кататься. Нет, один урок этому, конечно, посвятили. Но, видимо, он был рассчитан только на особо понятливых, потому что тем, кто не научился с первого раза ездить классическим или коньковым стилем, дополнительно никто ничего объяснять не стал.
Нравиться физкультура мне начала только в университете. Тогда на первом курсе нам дали выбор – либо весь год бегать вокруг корпусов в любую погоду, либо в зале играть в спортивные игры. Так как вдоволь я набегалась ещё в школе, в университете решила выбрать второе. И не прогадала. Там-то физкультура действительно была интересной: с разминкой, упражнениями и главное – играми. При всем этом с нами занимался преподаватель, который четко и понятно все объяснял и показывал.
Но счастье длилось недолго. Когда до окончания изучения «физдисциплины» оставался последний год, в нашем зале затеяли ремонт. А это означало, что наша группа из «игровой» автоматически превращалась в «уличную». И тут-то вернулись все мои прежние кошмары с бегом, кроссом и прочими скоростными марафонами. Благо, выход из этого бегового ада стал ясен довольно скоро. Суть его заключалась в следующем: принесите, дети, коньячку преподавателю и забудьте о физкультуре навсегда. Так произошло мое первое знакомство с коррупцией. Но что было делать. Физическая усталость пересилила тогда моральные принципы и мы всей группой принесли «мучителю в спортивках» желаемый напиток.
Ну, а уже после того, как в моей жизни кончился период «заставлятельной» физкультуры, я полюбила и спорт, и бег, и все остальное. Главное, что все это делается в свое удовольствие. Никто не давит, не заставляет, не шантажирует оценками. Все зависит уже от твоего собственного желания и упорства. И когда выполняешь что-то не для галочки, тогда и результат намного лучше.
До сих пор я занимаюсь танцами и даже благодарна моим тренерам за растянутые в детстве мышцы. Но вот лыжи я так и не полюбила. Все-таки слишком тяжек груз воспоминаний.
Мария Иванова. Родилась в 1990 году в Архангельске. Получила высшее образование по специальности «журналист» в САФУ им. М. В. Ломоносова. Участница и лауреат многих всероссийских фестивалей и конкурсов по журналистике и фотографии. Проходила стажировку в Academy Europe Media в Брюсселе. Сотрудничала с печатными и электронными СМИ Архангельска. С февраля 2014 года – корреспондент сайта 29.ru.
Фото: Фото автора