Город Валентина Попова, правозащитник в сфере жилищных вопросов: «В пользу жильцов мы отсудили больше миллиона рублей»

Валентина Попова, правозащитник в сфере жилищных вопросов: «В пользу жильцов мы отсудили больше миллиона рублей»

Найти управу на нерадивую управляющую компанию желают многие граждане. Чаще всего недовольство вызывает качество их работы. Однако довести дело до суда или хотя бы написать жалобу решаются далеко не все. Кто-то не верит, что правила игры в коммунальной сфере можно изменить в свою пользу, кто-то не понимает тонкостей всей бумажной волокиты. Однако правозащитник в сфере жилищных вопросов и постоянный член правления «Народной инспекции» Валентина Попова призывает граждан руки не опускать и за свои права бороться.

– Валентина Валерьевна, расскажите, с чего началась ваша борьба с УК?

– Все началось в 2003 году, в тот момент, когда наш аварийный дом на Выучейского, 74 начал падать. От безысходности я позвонила в МЧС и сказала: «Ребята, вот у нас такая-то ситуация. В квартирах установлены 50-литровые газовые баллоны. Если рухнем – рискуем жизнью». Они выслушали, приехали, все засняли на пленку и составили соответствующие документы. Я сняла копию документа и отправила её в месте с письмом к мэру (Олегу Нилову) и в суд.

После этого случая, кстати, сотрудникам МЧС запретили выдавать такие бумаги гражданам и вообще выезжать на подобные вызовы. Тогда вот я первый раз и обратилась в суд. И выиграла. Дом отремонтировали.

– Как получилось, что вы стали отстаивать свои права и дальше?

– Знаете, я учитель. И терпеть не могу наглость. Вот что наши «управляйки» делают? Увеличивают статью содержания. Статья содержания подразумевает под собой неотделимо содержание и текущий ремонт дома. То есть нам увеличивают плату без собраний и согласований, зачастую подделывая документы.

Ещё интересная закономерность – в статье содержания указана, например, оплата за чистку труб и дымоходов. Каких труб? У нас в доме-то и печей нет! А статья расходов на дворника? Да мы его и не видели никогда. Сами все чистим и убираем. А наше ТСЖ «Ломоносовское» только деньги собирает за услуги, которых и в помине нет.

– В чем еще УК могут обмануть жильцов?

– Они сами назначают старост, которые работают якобы на несколько домов сразу (а это запрещено законодательством). От каждого дома должен быть только один представитель! А все эти назначенцы под рукой управляющей компании, и вносят они только то, что нужно управляющей компании, а не самим жильцам.

Ещё факт – когда в больших домах, где есть тепловые счетчики, работники управляющих компаний неизвестно откуда берут завышенные показания счетчика. И после этого с людей требуют завышенную плату. То есть не уведомляют о том, что счетчик был на поверке.

Таких вот нареканий очень много. Самое ужасное, что в мэрии об этом все прекрасно знают. Но не реагируют.

– Когда люди стали к вам обращаться и почему вы решили им помогать в этом нелегком деле?

– Когда я начала этим заниматься, сработало обычное сарафанное радио. Люди стали звонить и приходить с документами. Просили помочь им разобраться с бумагами, понять, где их обманывают и как они могут отстаивать свои права, как вести себя в суде и так далее. Я стала помогать им и втянулась в это дело.

Но, знаете, прежде чем помочь человеку я смотрю на его жизненную позицию. Бывают ведь и такие, что отдадут документы и скажут: «Ну, ты реши там все, сходи, а потом мне расскажи». Нет. С такими я не работаю. А вот если человек действительно заинтересован, если он бегает, собирает документы, пытается вникнуть – тут я, конечно, помогу.

– Скольким гражданам вы уже успели помочь?

– Точную цифру я вам не назову, но то, что суммы, которые мы отсудили в пользу жильцов, перевалили уже за миллион рублей, я могу вам точно сказать!

– Как думаете, почему людям самим тяжело дается борьба за свои права?

– Люди сегодня у нас юридически безграмотны. Им трудно разобраться в законах самостоятельно. Они их просто не понимают. Знаете, вот в школах, вместо того, чтобы преподавать религию, лучше бы объясняли старшеклассникам юридические азы.

Во-вторых, до населения очень плохо доводится информация о постановлениях министерств. Важные документы печатаются только в редких малотиражных газетах, которые выписывают только юридические лица, а на сайтах ЖКХ тоже не все найдешь. Знакомить горожан с новыми постановлениями, нормативами и растолковывать их суть нужно через общедоступные СМИ. И желательно, чтобы решения областным правительством принимались не накануне вышедшего постановления, а раньше, чтобы данный вопрос можно было бы обсудить с народом. Не надо людей ставить непосредственно перед фактом!

Ну и дело зачастую и в самих людях. В их инертности. Никому ничего не дается просто так. Нужно бороться за свои права. Нужно действовать. Кто сидит на диване и в потолок смотрит, тот и будет переплачивать бешеные суммы, выставленные УК.

– А куда можно гражданам ещё обратиться за помощью в таких вопросах?

– Я бы посоветовала «Государственное юридическое бюро». Они оказывают бесплатную помощь в таких вопросах малоимущим, ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним и обычным гражданам. Они находятся на Новгородском 160, оф. 111. Перед тем как прийти, нужно записаться по телефону: 64-27-70.

– Вы одна в своей борьбе? Или соседи тоже заинтересованы?

– Конечно, они принимают активное участие в решении проблем нашего дома.

– Если жильцы дома объединятся, у них больше шансов на победу?

– Поделюсь своим опытом. Мы в своем доме сначала определились, какие работы необходимо сделать. Затем написали объявление о созыве общего собрания. В каждом подъезде можно найти активного гражданина, которому доверяют все. Вот таких людей и выбирайте на должность старших по подъезду и председателя домового комитета – это и будет ваш совет дома, который станет работать с управляющей компанией напрямую. Председатель домового комитета должен будет вести переписку с управляющей компанией, составлять заявления на ремонтные работы по дому. У него будут храниться все ответы от управляющей компании. Совет же дома решает вопросы уборки, озеленения и благоустройства придомовой территории. Старшие по подъезду будут держать на контроле квартиры, которые сдаются, или те, которые временно пустуют, а также присматривать за одинокими пенсионерами – это уже вопросы безопасности дома.

– Совет дома может проверять документацию управляющей компании?

– Конечно, может! Закон дает право собственникам требовать документы. Но управляющие компании этому противятся. Потому вы можете официально, от имени совета дома, обращаться в управляющую компанию с письмом о предоставлении нужных вам документов. Если не ответят или откажут – сразу же обращайтесь по этому поводу в прокуратуру!

– Вас не отвлекают чужие дела от борьбы с вашей УК?

– Да, действительно, я так сильно занялась всем этим, что не успеваю сходить в суд по своему собственному дому. (Смеется.) Вот у меня целая кипа бумаг. Как только с ними закончу, займусь своими делами.

Снова хочу обращаться в суд. Вот недавно приходили сбивать сосульки с крыши. И так халявно все делали, что повредили крышу. Теперь у меня в одной из комнат вода течет с потолка. А УК все равно. Они потом за ремонт крыши с нас же и возьмут деньги.

В общем, проблем в доме ещё много, а решать их, кроме нас самих, никто не будет. Люди привыкли сидеть и ждать, пока что-то изменится. А так нельзя. Пока на месте сидишь, ничего и не произойдет. Нужно действовать.

Валентина Валерьевна Попова – уроженка города Архангельск. Закончила пединститут по специальности «Русский язык и литература». Занимается общественной работой с 2008 г. Член правления Областной народной инспекции с момента ее основания.

Фото: Фото с сайта News.nordportal.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления