В субботу я случайно встретил на улице старинного школьного товарища, с которым не виделся несколько лет. Посидели по такому случаю в баре, поговорили о жизни. И вот приятель откровенно признался: «Хочу обменять свою душу на деньги, как мой дядя Миша. Больше мне ничего не остается. Надоело рыдать над грошами и прикидывать, как и чем я буду кормить двоих детей».
В знак непоколебимости такого убеждения кореш предложил моему вниманию следующую историю. Михаил вкалывал на заводе, откуда его выкинули в 1990-е по причине закрытия предприятия. Утешение нашел на дне бутылки. Пил по-страшному, пропивая остатки имущества. И вот однажды в разгар очередного пьяного угара то ли наяву, то ли в бреду к нему явился… черт с предложением о продаже души. Миша, как человек советской закалки, прежде не верил ни в бога, ни в дьявола. Поэтому визитера он не особо испугался, посчитав его плодом собственного больного воображения. Однако и от сделки отказываться не стал, заявив, что ему нужно «дофига бабла». Гость озвученные условия принял и исчез.
А вскоре Михаила накрыло настоящее счастье: один знакомый позвал его на работу в раскрученный бизнес-проект и денежки пошли. Сначала много, потом очень много. Михаил помаленьку шалел от свалившегося на него переизбытка материальных благ, едва успевая тратить рубли и доллары на женщин, тачки, заграничные вояжи и элитный алкоголь. По истечении шести лет благоденствие кончилось – после очередного вселенского застолья новоявленный Фауст умер от инфаркта. Незадолго до кончины он успел поведать родственникам о роковой встрече в хмельную ночь. Одни откровенно посмеялись, а другие поверили всерьез.
Интересно, а сколько людей в нашей стране готово последовать примеру Михаила, окажись у них подобная возможность? Лично мне думается, что таковых будет великое множество. В условиях массового обнищания посмертная «прописка» в преисподней выглядит не столь уж страшной платой за десяток–другой лет зажиточного существования. Хотя душа ведь меняется не только на богатство, все зависит от целей конкретного человека: кто-то мечтает о славе, кто-то о недосягаемой любви, кто-то о физической красоте. Но финансовый приоритет все-таки очевиден, что ни говори. Стремление к достатку и комфорту – абсолютно нормальное желание каждого здравомыслящего человека. Особенно, если у него есть семья.
Кстати, а всегда ли покупателем души выступает властитель потустороннего мира? В повседневной реальности большинство из нас продает ее вполне конкретным и реальным лицам. Душа – это ведь не только нечто неосязаемое и бесцветное, душа – это весь наш внутренний мир в совокупности. А ежели изъясняться точнее, то она и есть мы сами.
Весомое количество наших сограждан вопреки личному желанию продают свои силы, свое время, свои способности, трудясь на нелюбимой работе. Прогибаются и лебезят перед ненавистным начальством, ожидая должностного повышения и прибавки к зарплате (и, как правило, не получают ни того, ни другого). Заключают сделку с собственной совестью, убеждая себя, что в будущем непременно наступит улучшение, главное только «день простоять и ночь продержаться». Но дни и ночи стремительно прокатываются друг за дружкой, а везения не прибывает. Короче, торгует человек сам собой задарма, еле успевая подкармливать себя напрасными надеждами. Что ни говори, а в адской канцелярии со сроками исполнения договоренностей полный порядок. Там успешно функционирует веками отлаженная схема: услуга – время – расчет. По крайней мере, именно такой принцип экономических отношений описан в литературе – зарубежной и отечественной. Вот соблазн и порождает грешные думы о более выгодном варианте контракта с темными силами.
Оттого-то настолько сильно подобное желание у некоторых личностей вроде моего собрата по ученической скамье. Главное при этом – не поймать себя на внезапной мысли о том, что твоя душа уже продана – преждевременно, непоправимо и за бесценок.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – руководитель службы новостей сайта 29.ru.