В последнее время вновь на наших помойках появились нищие. Явление, казалось бы, оставшееся в 90-х, вновь дает о себе знать. Если верить реальным экономическим прогнозам, в ближайшие годы за чертой бедности окажется треть населения страны…
Вынося по утрам мусор, я все чаще сталкиваюсь с копошащимися в контейнерах людьми. Был случай, когда сразу в трех помойках рылись три человека. Что удивило и поразило меня — внешний вид этих людей. Только один из них был в оборванной и грязной одежде, остальные двое вполне себе прилично одеты. Но и эти двое тоже что-то искали. Одежду, обувь, а может быть, даже еду? Проходившая мимо старушка горестно вздохнула и сквозь зубы процедила: «Опять ворошат мусор». Да, опять ворошат. И не только мусор. Они души наши ворошат.
В свое время у нас во дворе жила одна бабушка. Была она не совсем адекватной и регулярно копалась в мусорках. Тогда на дворе стояла перестройка и такого количества нищих, как в эпоху «лихих 90-х» еще не было. И над этой бабушкой детвора откровенно потешалась. Смеялись над ней потому, что она во всем нашем дворе была единственной такой. Но вскоре к нашей бабушке присоединились десятки других людей. Помню, как жадно выуживали они из контейнеров бутылки, картофельные и яичные очистки, как складывали это в свои мешки и даже ели на глазах у прохожих. Страна наша тогда тоже как нищенка стояла с протянутой рукой.
Времена изменились, и явление «помоешников» отошло на второй план. Да, они остались, но были это в основном бомжи и пьяницы. Нормальный человек вполне мог заработать себе на кусок хлеба и даже иногда с маслом. Но вот на дворе 2015-й год, и нищета, словно та безумная старушка из моего детства, начинает скалить свои гнилые зубы. А проходящие люди с ужасом думают о том, что и они скоро могут оказаться копошащимися в контейнерах. Крестятся и стыдливо отворачиваются.
Но мы сейчас живем не в 90-е, когда почти всем было плохо. Наша власть то и дело «радует» нас очередными золотыми часами и ручками за миллион долларов, «КАМАЗами денег», сказочными особняками и откатами, которые уже не вмещаются не только в карман, но даже в объемный дипломат. А большинство простых людей находится в кредитно-ипотечной кабале и вместо того, чтобы как-то думать о своем будущем, смотрит телевизор, где показывают «украинских фашистов», «зверский ИГИЛ*» и «плохой Запад». Пока народ, прильнув к экранам, с пеной у рта радуется бомбардировкам в Сирии, у контейнеров вырастает группа новых нищих, которые видят реальность, а не «картинки»…
Нищета — явление отвратительное. Это как нужно опуститься, чтобы превратиться в бездомных собак, объедающих городские помойки? Но люди опускаются. Вчерашние моряки, рабочие и служащие, ипотечники и «бескредитные», старые и молодые, они напоминают нам, обществу, что у нас что-то не так. Что пора отвлечься от глобальных международных прожектов и заняться своей страной. Пока нищета не превратилась в национальное бедствие.
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности — драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них восемь — в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru. В разные годы жил и работал в Архангельской области, Пермском крае и Москве. В данный момент — главный редактор сайта 29.ru, автор и составитель краеведческого портала «Архангельский некрополь».>
* Запрещена в РФ