На прошлой неделе из Архангельской области ушел один из авиаперевозчиков – лоукостер «Победа». Помахал крылышком на прощание и отправился бороздить южное направление. Теперь вместо северян по сверхдешевому тарифу в Москву будут летать жители Ростова-на-Дону.
Сам я услугами «Победы» воспользовался лишь единожды – буквально за месяц до того, как ее руководство приняло решение отменить рейсы на Архангельск. Скажу честно: был приятно удивлен возможностью прокатиться до столицы за какие-то неполные две тысячи. Место в поезде на плацкартной полке обошлось бы мне в такую же сумму, если не дороже. Парадокс, однако. Но самое главное, что поразило мое воображение, – это новенькие и чистые самолеты. Слишком резко они контрастировали с видавшими виды лайнерами «Нордавиа», возраст которых исчисляется десятками лет. Думаю, многие со мной согласятся.
Теперь же, очевидно, мы опять станем выкладывать немалые суммы (от пяти тысяч рубликов минимум), чтобы домчаться в Москву на стареньких «Боингах» за полтора-два часа. Ах да, у нас помимо «Нордавиа» на рынке воздушных перевозок остался еще «Аэрофлот» с их ультрасовременными Sukhoi Superjet 100. Правда, ценник там еще выше. Среднестатистические северяне вряд ли в массовом порядке соблазнятся подобным предложением. Поэтому им предстоит еще не раз всплакнуть по бюджетному пассажирскому креслу в тысячу рублей.
Не раз задавал сам себе вопрос: а отчего же мы переплачиваем за внутрироссийские авиаперевозки? Ведь не секрет, что многие авиакомпании не слишком-то заботятся об обновлении парка воздушных судов, возя нас на многократно перепроданных машинах зарубежного производства, вышедших с конвейера зачастую еще в прошлом веке. Разумеется, все можно объяснить объективными причинами: фактическое умерщвление отечественного авиапрома в 1990-е, дороговизна свежевыпущенных лайнеров российского производства, а также их ограниченное количество. В основном, то, что производится на заводах РФ, отправляют летать на зарубежные маршруты. А внутри страны летают на чем придется. Чаще всего – на сравнительно недорогом заграничном «металлоломе».
Сразу вспоминаю слова моей уральской знакомой, которую доставил из Челябинска в Питер подобный чудо-самолетик: «Я вообще не могла понять, как этот агрегат от земли отрывается и еще умудряется на крыльях держаться. Весь полет меня не покидало нестерпимое чувство страха, двигатели тарахтели еле-еле и с перебоями. В общем, невооруженным глазом было видно, что машина старая и работает из последних сил. Спасибо мужу, который держал меня за руку весь полет – только благодаря его поддержке я не сошла с ума и не умерла от ужаса».
К слову, похожие самолеты-ветераны используются нашими авиапервозчиками и на чартерных рейсах. Сам в прошлом году улетал на таком из Италии в Москву. Рейс задержали на три с половиной часа (не сомневаюсь, что по техническим причинам). При заходе в салон стало как-то не по себе. Старая обшивка салона, несколько покосившихся кресел, обмотанных изолентой, из-за чего не представлялось возможным воспользоваться откидным столиком… Когда один из туристов попытался запечатлеть это «великолепие» на камеру мобильника, к нему сразу же подскочила стюардесса с криком «У нас на борту снимать запрещено!» Боятся, видать, всеобщей огласки. Но, думаю, парочку кадров мужику все же удалось сделать. Наверное, сейчас корешам их показывает как страшилку. Но самом интересным моментом стала реплика наблюдательного соседа, сидевшего у иллюминатора: «Смотри-ка, а по крылу керосин течет…» И это аккурат перед самым взлетом. Мы с попутчиком полушутя-полусерьезно стали обсуждать план спасения, если вдруг лайнер рухнет прямо в Адриатическое море. Но, слава Богу, обошлось – небесное судно с грехом пополам доплыло до самого Домодедово.
Кстати, по поводу заграницы. Бывалые люди рассказывали мне, что там, за кордоном (я беру во внимание развитые западные страны), авиационные тарифы как на внутренних, так и на международных линиях ну просто до смешного низкие. Дескать, слетать в другой город также привычно и не накладно, будто доехать на трамвае до соседней улицы. А сколько у нас стоит смотаться из Архангельска в столицу (неважно, в какую – центральную или северную) и обратно? То-то и оно… Остается порадоваться за жителей тех регионов страны, где дешево и сердито возят народ на новых крылатых кораблях.
Возвращаясь в Архангельск, я сделал выбор в пользу железной дороги. Наверное, в ближайшие времена на московском направлении данный вариант передвижения и будет нашим «лоукостером».
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – руководитель службы новостей сайта 29.ru.