На Новый год нотариусам всей страны наши законодатели сделали хороший подарок. 29 декабря прошлого года в силу вступила новая редакция закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними». Сейчас практически все сделки с квадратными метрами нужно регистрировать нотариально. Работы прибавилось всем – и нотариусам, и риелторам, и работникам Росреестра. Как же архангельские специалисты по недвижимости справляются с новыми обязанностями.
Прежде всего Гильдия риелторов Архангельской области организовала обучение для партнеров объединения. Риелторам рассказали об изменениях, научили применять на практике. Расскажем более доступным языком об изменениях.
С начала 2016 года обязательному нотариальному удостоверению подлежат:
сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу (не участнику общей долевой собственности);
сделки по продаже земельной доли;
сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
соглашение о разделе имущества супругов.
«Изменения в ФЗ №122 только вступили в силу. Еще много непонятного в их применении, – делится опытом директор нескольких филиалов риелторской компании «Регион-С» Наталья Оглоблина. – Например, разные нотариусы запрашивают разный пакет документов на одинаковые сделки. До сих пор непонятно, сколько платить за услуги нотариусов. Пакет документов для совершения сделки с недвижимостью увеличился в разы. Людям стало практически нереально самостоятельно подготовить и собрать все нужные бумажки. Лучше не рисковать своими деньгами или квадратными метрами – обращаться к специалистам по недвижимости».
В нововведениях есть свои плюсы, хотя и минусов предостаточно. Обо всем по порядку. Сделку можно регистрировать быстрее. И в этом случае нотариус может помочь. Срок государственной регистрации прав при подаче нотариально удостоверенных документов сокращается до трех дней, а при подаче документов в электронном виде с ЭЦП нотариуса – до одного дня. Это первый плюс.
К тому же предусмотрены имущественные гарантии гражданам в случае, если нотариус допустил ошибку в своей работе и причинил этим ущерб гражданину. Но это весьма труднодоказуемый плюс, потому что намеренное допущение ошибки еще придется доказать. Тем не менее закон говорит, что нотариус отвечает за свою работу всем своим имуществом. Помимо этого теперь создается специальный Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который будет в случае недостаточности первых трех мер дополнять сумму необходимого возмещения ущерба.
Пройдемся по очевидным минусам. Во-первых, не получится «уменьшить» сумму договора. Не будем сейчас спорить о том, правильно это или нет. Но по факту большая часть сделок с недвижимостью проходит с двумя суммами – той, которая отражается в договоре, и той, которая оплачивается реально. В случае с нотариальным удостоверением такое «уменьшение» представляется сомнительным, так как нотариус свое вознаграждение получает и рассчитывает исходя непосредственно из цены в договоре, вряд ли он согласится добровольно ее уменьшить. Выход есть – из большого числа нотариусов искать того, который согласится.
Второй минус: так и не решен вопрос с передачей и хранением денег. При сделках с недвижимостью риелторы нередко берут на себя функцию «контроля» за передачей или даже временным хранением денег. То же самое делают подчас и юристы. Или же участники сделки закладывают сумму договора или ее часть в банковскую ячейку. Навряд ли нотариус будет провожать участников сделки в банк и контролировать временную передачу денег на хранение в банковскую ячейку. Конечно, можно хранить деньги и непосредственно на депозите у нотариуса, однако такое хранение весьма недешево – 0,5% от суммы, положенной на депозит.
В-третьих, сделки, в которых используется для частичной оплаты материнский капитал, ипотечное кредитование, субсидии и субвенции (например, для ветеранов, военнослужащих и прочих особых категорий граждан), проводить через нотариусов будет весьма сложно. Они требуют длительной подготовки, связи большого числа участников сделки друг с другом, пока совсем не ясно, сможет ли все это обеспечить нотариус и его помощники.
Но все стороны сделки прежде всего волнует цена на услуги нотариусов. «Гильдия риелторов сделала официальный запрос в Нотариальную палату Архангельской области, чтоб получить четкий ответ, сколько платить за услуги нотариусам, – говорит исполнительный директор «Гильдии риэлторов Архангельской области» Мария Новикова. – Получили ответ, что законодательством установлена государственная пошлина в размере 0,5% суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 тысяч рублей. Но есть весьма хитрое дополнение: законом предусмотрены и оплата дополнительных услуг правового и технического характера». На деле в Архангельске цены на услуги некоторых нотариусов по вышеуказанным сделкам доходят до 40 тысяч рублей.
Из других источников звучат другие суммы.
Если договор отчуждения недвижимости (купли-продажи или дарения) заключается с детьми, родителями, супругами, братьями или сестрами, то тариф за нотариальное удостоверение – 3000 рублей + 0,2% от цены договора (с учетом оценки недвижимости по кадастровой стоимости).
Для всех прочих расценки следующие:
при цене сделки до одного миллиона рублей – 3000 рублей + 0,4% от суммы договора;
при цене сделки от одного миллиона до 10 млн рублей – 7000 рублей + 0,2% от цены договора, превышающей один миллион рублей;
при цене сделки свыше 10 млн рублей – 25 тысяч рублей плюс 0,1% от суммы договора, превышающей 10 млн рублей (но не более 100 тысяч рублей при отчуждении жилых помещений).
Исходя из этих данных, при продаже земельного участка за 500 тысяч рублей цена услуг нотариуса должна составлять пять тысяч рублей. А если квартира стоит 2,5 млн рублей, цена услуг за нотариальное удостоверение получается 12 000 рублей. Если взять что-то подороже, например, офисное помещения за 12 млн рублей, цена услуг нотариального удостоверения составит 37 тысяч рублей.
Казалось бы, и услуги риелторов теперь не нужны. Для упрощенного понимания обозначим, что задача нотариуса – просто проверить юридическую силу и правильность собранных документов для сделки. Помогать собирать и советовать, где взять все эти бумажки, нотариус не будет. Надо понимать: в отличие от риелтора, нотариус не участвует в процессе поиска и подбора вариантов для покупателя, не ведет переговоров, не участвует в торгах, не согласовывает действия участников сделки, не участвует в прочих «мелочах», которыми вплотную занимаются риелторы.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com