Судьба многострадальной шхуны «Запад» наконец-то решена. До августа все, что осталось от трехмачтовой красавицы, уберут с Красной пристани.
К этому моменту разговоры и споры о дальнейшей судьбе почти разрушенного «Запада» всем набили оскомину. Ратовали за реконструкцию шхуны те, кто считал «Запад» памятником кораблестроения на Севере. Ведь у многих Архангельск ассоциируется, в первую очередь, с первым морским портом и освоением Арктики. Но, как оказалось, в последние десятилетия город проигрывает борьбу за право называться «колыбелью российского флота». В российском турпространстве теперь бытует воронежская версия.
Очков в копилку Архангельску не добавляют и удручающие останки некогда красивого судна, покоящиеся на одном из самых проходимых мест города – Красной пристани. Споры о дальнейшей судьбе памятника эпохе парусного мореходства в Архангельске идут уже давно. Было много заявлений, в том числе от главных лиц региона, о том, что шхуну нужно непременно реконструировать и вернуть городу. Но некоторые эксперты считали, что вовсе это никакой не памятник, а реконструировать судно невозможно из-за большого износа и огромных средств, необходимых для строительных работ.
Парусно-моторная шхуна, построенная в 1949 году в Финляндии, уже давно находится в аварийном состоянии и представляет собой не только печальное зрелище, но и опасность для северян. Произошедший в марте этого года пожар усугубил ситуацию. Основной версией причины возгорания стало неосторожное обращение с огнем неизвестного лица, проникнувшего на судно ночью. После него многие архангелогородцы оставили мечту о восстановлении памятника. Да и среди моряков бытует мнение, которое уже неоднократно озвучивал последний капитан «Запада», когда тот бы на плаву, Александр Клобуков: корабль на суше – уже не корабль.
Однако, по сообщению регионального правительства, к августу шхуну демонтируют, а потом начнется процесс восстановления. После чего на набережной Северной Двины появится копия «Запада». Заказчиком по проектированию и производству работ по восстановлению определен архангельский фонд «Морской мемориал "Колыбель русского флота"». Созданием эскизного проекта готова заняться санкт-петербургская верфь исторического судостроения «Полтава».
«Шхуна была установлена на набережной к 400-летию Архангельска и является неким символом кораблестроения нашего города, – сказала министр культуры Архангельской области Вероника Яничек. – После демонтажа жизнь шхуны не закончится: судно восстановят в виде реплики и выставят как музейный объект».
Все работы по демонтажу и воссозданию шхуны будут проводиться за счет внебюджетных средств.
«Реплику шхуны планируется разместить на том же месте. Сейчас я больше озабочен вопросом демонтажа остатков шхуны, чтобы все прошло по правилам, с сохранением пригодных для будущего воссоздания деталей», – рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
К юбилейным мероприятиям «Дервиша» «Запада» на набережной уже не будет, судно не станет угнетать гостей города печальным видом.
Трехмачтовая парусно-моторная шхуна «Запад» построена в 1949 году в Финляндии. Долгое время использовалась как учебное судно Архангельского мореходного училища. В 1983 году была установлена на Красной пристани в качестве памятника эпохе парусного мореходства с открытым доступом на палубу. Являлась одной из самых узнаваемых достопримечательностей города.
Фото: Фото с сайта правительства Архангельской области