Очередное заседание подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая прошло в Иркутске. Российскую делегацию возглавил министр транспорта РФ Максим Соколов, китайскую – министр транспорта КНР Ян Чуаньтан.
Заседанию предшествовала встреча российско-китайской рабочей группы по транзитным перевозкам, на которых рассматривались крупнейшие проекты глобальных транспортных коридоров.
Проект строительства новой железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Соликамск) представил министр экономического развития Архангельской области Семен Вуйменков.
Результатом недельных двусторонних переговоров с китайскими партнерами стала поддержка министром транспорта России Максима Соколова и министром транспорта Китайской Народной Республики Ян Чуаньтаня проекта «Белкомур».
По итогам обсуждения принято решение рассмотреть на комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая возможность подписания межправительственного меморандума о сотрудничестве по реализации проекта «Белкомур» и его включения в перечень приоритетных проектов российско-китайского экономического сотрудничества.
«"Белкомур" – это не просто инфраструктурный проект, а комплексная программа развития целого ряда регионов России. Достигнутые договоренности между ключевыми федеральными ведомствами двух стран по этому проекту являются существенным шагом к скорейшему заключению концессионного соглашения между правительством России и корпорацией Poly Technologies, которая выступает инвестором проекта», – отметил Семен Вуйменков.
Проект «Белкомур» представляет собой комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития Севера и Урала России, инфраструктурной основой которого является строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1161 км соединением Соликамск (Пермь) – Сыктывкар – Архангельск с общим объемом капитальных затрат 251,5 млрд рублей в ценах 2016 года.
Напомним, КНР изъявила готовность принять участие в проекте «Белкомур» в 2015 году. Свое участие в проекте подтвердил крупный китайский инвестор. В результате в Пекине было подписано соглашение между МК «Белкомур» и компанией «Poly Technologies, Inc.» о совместных намерениях по реализации проекта строительства магистрали «Белкомур» в рамках механизма частной концессионной инициативы.
Строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» и нового глубоководного порта в Архангельске являются инфраструктурной основой этой программы. Ее реализация позволит создать в четырех регионах – участниках проекта около 40 новых производств, порядка 28 тыс. новых рабочих мест.
При этом в Архангельской области может быть реализовано 10 крупных инвестиционных проектов, создано не менее трех тыс. новых рабочих мест. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций в экономику региона составит 56 млрд рублей. С пуском магистрали доступ к железнодорожному сообщению получат около 100 тыс. жителей труднодоступных районов Поморья.
Стоит заметить, что первые рельсы начали класть в ноябре 1998 года. Именно тогда был с помпой забит символический серебряный костыль «Белкомура» в присутствии руководителей трех субъектов РФ – Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Затем было проложено несколько километров дороги – примерно по четыре километра вблизи Карпогор и Вендинги. Но тут сказал свое веское слово финансовый кризис. В итоге строительство заморозили, построенные участки разобрали, а искусственные сооружения были снесены и попросту разграблены.
В 2007 году возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития Северо-Запада России. Власти регионов договорились, что южный участок реанимированной трассы будет направлен не на Пермь, как планировалось ранее, а на Соликамск. Такое решение устроило и грузоотправителей, и железнодорожников, но никаких реальных работ не велось. Затем «Белкомур» включили в стратегический план развития РЖД до 2030 года и транспортную стратегию России.
В связи с печальными событиями прежних лет вокруг «Белкомура» многие эксперты и наблюдатели довольно скептически восприняли очередную идею его реанимации. Финансовый эксперт и бывший спикер Архгорсовета Александр Иванов в прошлогоднем интервью сайту 29.ru высказал предположение, что китайская сторона может иметь к Архангельской области совершенно не «белкомурный» интерес.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com