3 декабря пятница
СЕЙЧАС -21°С

Кому нужен «Запад»?

Поделиться

Демонтаж шхуны

Демонтаж шхуны

Поделиться

Реплика без бюджетных денег

Проект реплики печально известной шхуны "Запад" разрабатывает верфь исторического судостроения «Полтава» из Санкт-Петербурга. Заказчик проектирования и проведения работ – архангельский фонд «Морской мемориал "Колыбель русского флота"».

«В России осталось не так много специалистов по деревянному судостроению, всего две большие верфи, – объясняет выбор директор фонда Максим Корельский. – Одна из них находится в Петрозаводске, другая – в Санкт-Петербурге. Мы остановились на "Полтаве", так как у них есть большое конструкторское бюро, был опыт восстановления подобных объектов как российских, так иностранных. Они приезжали несколько раз в Архангельск и очень заинтересованы в проекте.

«Полтаве» передали копии документов шхуны, после чего верфь самостоятельно нашла дополнительные чертежи. По условиям заключенного контракта, они должны предоставить альбомы проектирования уже к ноябрю этого года.

По словам Максима Корельского, после окончания проектирования, когда будет понятна концепция строительства, фонд определится с этапами работы, исполнителями и источниками финансирования.

«В любом случае финансирование пойдет из внебюджетных источников и без использования бюджетных средств, – добавляет он. – К концу года должна появиться дорожная карта с этапами восстановления на 2017–2018 годы. Там же будет прописано, когда мы увидим шхуну на набережной Северной Двины».

Самый важный – винт

Шхуна будет воссоздана в масштабе 1:1. Проект реплики предусматривает использование деталей, сохранившихся после демонтажа. Их хранение поручили Северному морскому музею.

«По рекомендации проектировщиков сохранены металлические элементы оригинального судна, – отмечает директор музея Евгений Тенетов. – Пока непонятно, что сможет пригодиться для реплики, поэтому мы отбирали их с запасом. Сейчас элементы хранятся на складских помещениях Красной кузницы. Среди них – рулевое перо, винт, рубка, части леерных ограждений, лебедка, которая поднимает якорную цепь, элементы крепления мачт. Возможно, некоторые из частей будут сохранены только в качестве экспонатов, так как поражение металлов очень высокое, они крошатся, есть серьезнейшая коррозия».

По словам Евгения, самый интересный среди сохраненных элементов – винт, который важен для визуального восприятия судна, вытащенного на берег.

Фактически, после восстановления это будет не судно, а строение с возможностью использования внутренних помещений. Какой будет начинка «Запада», зависит от финансирования, которое сможет получить фонд. Для любой, даже самой малозатратной, экспозиции необходимо соблюдать тепловлажностный режим, утеплить стены. В идеале внутренние помещения шхуны должны отдать под культурно-исторические цели.

Напомним, что в июле, после пожара, оригинальную шхуну демонтировали.

Историки против «Запада»

Вопрос о том, восстанавливать ли символ архангельского мореходства и каким способом, обсуждается в Поморье с октября 2014 года, когда на международном форуме «Во славу флота и Отечества» было принято окончательно решение о судьбе шхуны. Дискуссии вокруг многострадального судна не утихают до сих пор. За два года историки, эксперты и общественники предлагали множество вариантов, чем заменить судно.

Обсуждение подогревается тем, что многие считают: шхуна не представляет исторической ценности. Например, такое мнение высказал в середине сентября на сайте общественной приемной губернатора Игоря Орлова юрист Дмитрий Куклин.

«Утилизированная шхуна не имеет исторической ценности ни для России, ни для нашего города. Обучение курсантов и съемки в фильме "Георгий Седов" к заслугам перед отечеством не относятся, – считает архангелогородец. – При том, что Соломбальская верфь как первая государственная верфь страны 160 лет подряд выпускала замечательные корабли, которые были основой Беломорской и Балтийской флотилий, а многие из них были представлены к государственным наградам за боевые заслуги, восстановление "Запада", построенного в Финляндии для эстонского пароходства, выглядит как искажение истории и уход в сторону от собственной кораблестроительной славы. Шхуна "Запад" может быть восстановлена в любом другом городе Европы, но только не в городе, своими силами создававшем шедевры русского парусного торгового и военного флота».

По словам Дмитрия Куклина, в Архангельске есть небезразличные активисты и историки, готовые предложить более исторически значимые для города и страны варианты реплики парусного судна. Это могут быть такие исторические корабли как «Архангел Михаил» 1713 г., «Слава России» 1774 г., «Город Архангельск» 1735 г., «Северная звезда» 1735 г., «Курьер» 1702 г., «Смелый» 1794 г., «Норд Адлер» 1811 г., «Азов» 1826 г. Все названные корабли были построены на Соломбальской верфи и отмечены в истории Русского военного императорского флота боевыми заслугами.

Шхуна «Запад» стала символом города в 80-е годы. В 1983 году парусник установили на Красной пристани как памятник. В то время на судне проходили занятия с юнгами, школьниками, работал музей. До того, как выйти на сушу, с 1953 года «Запад» служил учебным судном архангельской мореходки. Практику на нём проходили будущие моряки со всего СССР.  После многие из них внесли значительный вклад в развитие торгового судоходства и военно-морского флота страны.

Фото: Фото из архива 29.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку