Не секрет, что для многих преступников тюрьма – второй дом со всеми благами цивилизации. В том числе мобильными телефонами и Интернетом. Стоит вспомнить довольно известного юзера фейсбука, пожизненно осужденного за изнасилования и убийство девятилетней девочки Виталия Ивженко или отправившегося за колючую проволоку на 11 лет за наркотики автора тюремного дневника в твиттере. Несмотря на строгий запрет на мобильники, пользователи выходили с телефонов в Сеть.
В 2013 году писал о пенитенциарном быте с кнопочного телефона и отбывающий наказание в Холмогорском районе пользователь «Живого журнала». В социальной сети «ВКонтакте» периодически создаются и удаляются сообщества исправительных учреждений. Осужденные колоний и их родственники обсуждают интересные им темы в специальных группах.
Сотрудники УФСИН пытаются с этим бороться: изымают уже попавшие за колючую проволоку средства связи, тщательно досматривают посылки и обыскивают приехавших на свидания родственников.
Знакомые, друзья и родня – бич учреждений. С каждым годом способы передачи становятся все интереснее. Этим летом в онежскую ИК-16 пять телефонов и зарядку к ним попытались передать, привязав к квадрокоптеру. Примерно в это же время два гражданина выбрали классический способ: они просто перебросили два средства связи через ограду ИК-7 на Лесной речке.
Женщины оказываются не так прямолинейны. В августе этого года гражданка, приехавшая к осужденному в ЛИУ-8 Плесецкого района, мобильник упаковала в пачку с соком и для безопасности спрятала его между двух поролоновых губок для мытья посуды.
«Мы ведем системную и целенаправленную работу по перекрытию каналов поступления средств сотовой связи в колонии. С начала года сотрудники изъяли 1017 телефонов. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился в пять раз – в 2015 году за это же время было изъято 5500 средств связи. Это связано прежде всего с эффективной профилактической работой», – прокомментировал начальник регионального УФСИН Алан Купеев.
Во вполне понятных, но все же незаконных намерениях – всегда быть на связи родственников и друзей осужденных прослеживается некоторая сезонность. По предоставленной пресс-службой ведомства информации, больше всего телефонов попытались пронести на режимные территории в праздничные месяцы. Особо урожайным выдался январь – 377 телефонов, февраль – 133 и март – тогда было обнаружено 195 мобильных. Больше всего средств связи изъято в ИК-21, расположенной в поселке Икса Плесецкого район, ИК-1, что на Пирсах, и областной больнице для осужденных.
В архангельском УФСИН честно признают: стопроцентно изолировать осужденных от мобильников пока что не выходит.
Граждан, балующихся перебросами и отправкой посылок осужденным с запрещенкой, находят и привлекают к административной ответственности. Штраф небольшой, но, если приплюсовать к этой сумме расходы на телефон, получаются серьезные издержки. Но самое главное – страдают сами осужденные. Мало того, что телефоны они так и не получают, так еще и получают наказание: от водворения в штрафной изолятор и замены условий режима до отказа в условно-досрочном освобождении.
Фото: Фото из архива 29.ru