В Архангельске побывал Евгений Борисович Любов – человек, знающий о суициде все. Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела суицидологии Московского института психиатрии рассказал нам, почему частотность самоубийств на Севере так высока, как предотвратить подростковые срывы, какая связь между безработицей и суицидом и нормально ли это – думать о смерти?
Зона риска: в России – мужчины, в Поморье – женщины
Евгений Борисович посетил СГМУ в рамках научно-практической конференции по психиатрии. Как он сам отмечает, на Севере, конечно, есть свои особенности в частоте сезонной депрессии, которая может развиться из-за холода, нехватки солнечного света или авитаминоза, однако в основном суицидальное поведение определяют социально-экономические факторы. В регионах, где с экономикой дела обстоят лучше, соответственно, доступнее и антикризисная помощь, в итоге ситуация с психическим здоровьем, как правило, лучше. С экономикой в Поморье, как с климатом, – мрачновато, а потому и высока частотность суицидов.
«В зону риска попадает полиэтнический состав населения, коренные малые народы Севера и Дальнего Востока, которые плохо вписываются в контекст современных реалий. Оторванные от своего привычного образа жизни, в поисках заработка или на пути образования в городе они чувствуют себя изолированными. На фоне этой экзистенциальной пустоты они наиболее уязвимы к депрессии, при этом она не всегда заметна врачу: часто пациенты описывают свое состояние словом "скучно". Часто вместе с депрессией развивается зависимость от алкоголя, который они ошибочно употребляют как средство самолечения. Уровень суицида во всех таких группах довольно высок. Если же говорить в целом, общероссийская тенденция такова – наиболее уязвимы селяне, мужчины среднего и пожилого возраста – после 65–70 лет, этот показатель в три-четыре раза выше, чем в среднем по стране».
Этот факт нас удивил, поскольку в нашем регионе, как мы уже писали в интервью с главным психиатром Архангельской области, депрессии больше подвержены женщины из города. С работающим населением, по мнению московского суицидолога, нужно вести работу в профессиональных коллективах, для пожилых – развивать специальную службу в центрах социального обслуживания. Вне статистики, но в зоне риска остаются бездомные, мигранты, беженцы, которым могут помочь кабинеты социально-психологической поддержки.
Мать на дискотеку не пустила
Уровень суицидов высок в армии и уголовно-исправительной системе. В целом же суицидальные наклонности могут проявляться с ранних лет, подростковая депрессия может быть затяжной и привести к трагичным последствиям уже в зрелом возрасте, поэтому нужно внедрять психогигиену в семье и школе.
«Надеюсь, в ближайшее время в школах по инициативе главного внештатного специалиста-психиатра Минздрава России Зураба Ильича Кекелидзе будут введены специальные часы по психологии и один из модулей – школа жизнестойкости для учеников с четвертого-пятого класса и старше. Надо проигрывать с детьми по ролям сложные ситуации. Мать не пускает на танцы? Девушка обнимает на дискотеке другого парня? Для кого-то это может стать серьезным основанием задуматься о самоубийстве, – комментирует суицидолог. – Кстати, большинство подростковых суицидов, по данным Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, происходит в благополучных семьях, внутри которых было разобщение. Несчастные родители были заняты повышением материального уровня, в том числе и своего любимого чада, и не замечали тревожные симптомы... Таких ребят нужно выявлять, работать с ними родителям и преподавателям, и тогда трагедию можно предотвратить».
Пропорция с безработицей и суицидом
Одни впервые задумываются об этом после смерти близкого, другим достаточно пролить на себя чай. Почему так?
«Суицидент – это особый человек со специфичной личностной структурой, который таким нетиповым способом пытается решить типовую проблему, – объясняет Евгений Борисович. – СМИ порой пишут: "Подросток повесился из-за двойки". Нельзя так говорить. Двойки – не причины. Для одного ученика низкая оценка – катастрофа, другому остаться на второй год не страшно. К суицидальному поведению приводит психическое нездоровье и определенный толчок. Один из комментаторов Шекспира говорил про Офелию: не каждая девушка сойдет с ума из-за смерти отца. Если подумать, это не землетрясение и не встреча с марсианами, это жизнь, но для человека с низкой стрессоустойчивостью и жизнеспообностью – повод допустить страшные мысли».
Откуда же «экзистенциальная пустота» берется у обычных людей – успешных работающих, семейных, живущих по средствам? Оказывается, корень – в депрессии, которая вторгается как в хижины, так и дворцы. Человек чувствует себя ненужным. Под большим ударом, конечно, находятся люди бедные из социально уязвимых групп. Нарастающие витки экономического кризиса особенно сказываются на качестве их жизни, и есть наглядная тенденция – каждый процент безработицы дает процент прироста суицидов.
Кто постоянно ясен, просто глуп
Нормально ли думать о смерти или это уже тревожный звонок?
«Мысли бывают разные, и это нормально. Как говорил Маяковский, "кто постоянно ясен, – тот просто глуп". А Ницше вообще говорил, что мысль о самоубийстве – могучее утешение, с ней проживаешь много трудных ночей. Что могу сказать я как суицидолог – психическая болезнь начинается тогда, когда человек перестает нормально функционировать в обществе. Домохозяйка опускает руки, в квартире – хаос. Примерный ученик сползает на двойки и тройки, и все вокруг корят его за ленность. Работоспособность падает у продавца, ученого, копателя могил. Если голова постоянно забита этими мыслями, они мешают жить обычной жизнью, надо идти к врачу. Если нет психиатра – к терапевту, духовнику».
Как спастись? Во-первых, надо надеяться – кризисное состояние, которое приводит к суициду, не зря таким назвали, оно проходящее, а с помощью профессиональной помощи можно преодолеть его быстрее. Расположением духа можно управлять. Как минимум нужно добавить в жизнь ярких красок – и настроение поднимется. В этом сам Евгений Борисович убедился, когда побывал в столице Чукотки. Анадырь – город на крайнем северо-востоке России, все типовые блочные дома там раскрашены в разные цвета. Жаль, что у нас такое не практикуется, и, как мы уже писали, Архангельск даже попал в топ-10 самых жутких мест. Тем не менее что-то по силам нам самим, независимо от климата, областной экономики и отношения к населению городских властей. Надо больше друг друга любить, слушать и слышать, уметь радоваться и радовать других.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com