Не знаете, как проучить неприятеля? Хотите, чтобы месть была эффективной и при этом безнаказанной? Рекомендую прикинуться бомжом. У них особые привилегии. Тогда вы сможете нагадить недругу под дверь, перед этим устроить там небольшой пикник с протухшими рыбными консервами, а потом еще забыть на лестничной клетке пакет с бутылками… Испытание можно повторять бесконечно. И знаете что? Вам ничего за не это будет.
Конечно, это ни в коем случае не совет, а шутка – злая, но правдивая. «А как же полиция», – спросите вы? И я отвечу, но давайте по порядку.
Год назад в моем доме «поселился» бомж Писатель. Ударение в этом прозвище – вариативное. На первый слог – потому что он видит знак «WC» везде, где его нет. На второй слог – потому что очень походит на какого-нибудь русского классика золотого века: высокий лоб, суровый взгляд, борода.
Писателя мне поначалу было до слез жалко. Много раз до этого я видела его у магазина с протянутой рукой. Представляла, как бросили его родные. Провели простака черные риелторы. Потерялись документы. Как накололи его с деньгами, когда он неофициально работал… Фантазия у меня богаче, чем я сама, но я все равно кидала бродяге мелочь и покупала продукты. Как пакман из компьютерной игры, Писатель по моим следам из гастронома нашел мой дом.
«Сосед» притащил с помойки зловонный матрас, какой-то грязный ковер, тряпье, и обустроился на лестнице – за мусоросборником. Была зима. Мороз. Совесть или жалость не позволили мне тогда выкинуть его на улицу руками полиции. Я начала искать, где ему помогут. И нашла. На Попова, 40 есть Центр для бездомных. Дается 140 дней на то, чтобы изменить жизнь. Талоны на еду, ночлег, полное восстановление документов, поиск работы. Набравшись смелости, подошла к Писателю и, соблюдая дистанцию, расписала план. Он прохрипел, что его туда не взяли.
Позже в Центре мне сказали, что берут всех. Отмывают, кормят, одевают. Помогают. Но есть одно но – если начинаешь пить, с тобой прощаются. Я вспомнила, чем завтракает мой литератор – спирт в одной и той же бутылке. И поняла, что даже если б он в Центр и попал, не задержался тут.
Писатель не проникся моим очередным призывом начать все с нуля. Не скажу, что репетировала ту речь перед зеркалом, но нашла для него ободряющий пример – один из «выпускников» Центра на Попова вернулся к нормальной жизни в 54 года. И он теперь не бомж. Как все мы – работает, как многие – снимает жилье. Путешествует даже – в Египет недавно летал. Писатель смотрел на меня пустейшими глазами. И в качестве ответного комментария в тот же вечер справил нужду у лифта.
И тут в пьесе появляется долгожданная полиция. С репликой: «Как же вам не жалко его? Ему же некуда пойти… Мы его, конечно, «проводим». Но он ведь опять сюда придет. Так бесконечно можно нас вызывать». Странно, что такие гуманные работники не могут найти местечко для Писателя у себя в участке. Как странно и то, что я должна чувствовать стыд за звонок в ведомство, которое существует, в том числе на мои налоги. Страшно и третье – в России нет варианта спасения для такого человека: пьющие бездомные приравниваются к смертникам. Государство бессильно.
Парадокс также в том, что сам факт пребывания постороннего лица в подъезде жилого многоквартирного дома не является нарушением закона. На 15 суток «соседа» могут забрать, если он пьяный. Только…Вряд ли он кому-то нужен в участке. Слова не действуют. Физическую силу применять нельзя, в этом случае вы сами становитесь правонарушителем. Остается одно – купить противогаз, а слабонервным – валерьянку. Новый сосед нарушает только чужую психику, и ни коим образом – закон.
Такой вот ребус, есть у вас к нему ключи? Похоже, они от квартиры в другом доме…
Елена Ионайтис окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по двум направлениям – «журналистика» и «филология». С профессиональными интересами определилась, работая в «Газете Архангельск», где писала на темы медицины, экологии, экономики и бизнеса, краеведения Архангельской области, международной политики, северной культуры, доступности социальной среды и другие. Елена иллюстрирует публикации авторскими зарисовками, чаще всего ироничными и абсурдными.
Фото: Фото автора и с сайта Shutterstock.com