Город Сталину – нет, Анфилатову – да

Сталину – нет, Анфилатову – да

Не столь давно неукротимые сталинисты местного розлива вновь заявили о неминуемом появлении в Архангельске памятника своему великому и ужасному кумиру. И даже крайнюю дату назвали, до которой горожан точно планируется «осчастливить» водружением изваяния вождя, – 7 ноября 2017 года. Короче, здрасьте столетие красного Октября и дорогой Иосиф Виссарионыч вместе взятые.

Честно говоря, то утихающая, то возобновляющаяся информационная возня с идеей поставить в столице Поморья скульптуру кровавого диктатора начинает утомлять. Если не сказать больше – раздражать. Политические игрища на ностальгических чувствах одной части граждан выглядят довольно циничной попыткой самопиара, особенно на фоне резкого неприятия сталинизма как общественного явления другой категорией наших соотечественников, чьи семьи так или иначе пострадали от сталинского режима. И никакие восторженные дифирамбы в честь «хозяина», поднявшего страну Советов с крестьянской лучины до атомной бомбы, не в силах заглушить далекие отголоски стонов, рыданий и предсмертных хрипов миллионов жертв той жестокой эпохи.

Всецело бесспорно разделяю избитую истину, что не Сталин – причина титанических успехов, свершений и побед СССР. Все великие достижения есть заслуга всей многонациональной семьи, составлявшей тогда единый советский этнос. А кстати, какое прямое отношение к Архангельску имеет Сталин? В наш город, как известно, он ни разу не наведывался. Разве что можно вспомнить маразматическую навязчивую идею крайкомовоских властей переименовать Архангельск в Сталинопорт…

Вообще со Сталина довольно и музея в Сольвычегодске – там увековечение памяти тирана оправдано хотя бы с точки зрения исторического краеведения. А вот как он связан со столицей Поморья? Правильно, никак. Поэтому пусть сталинисты и им симпатизирующие ездят поклоняться генсеку ЦК ВКП(б) на берега Вычегды вместо того, чтобы раскалывать смутой архангельский люд.

Тем более если учесть немалое количество выдающихся людей, которые напрямую связаны с Архангельском и достойны возведения монументов в свою честь или хотя бы установки мемориальных досок. Вот, допустим, пришла весть из небольшого вятского городка Слободской, власти которого хотят поставить в Архангельске памятный знак в честь своего земляка – купца Ксенофонта Анфилатова, окончившего здесь бренный земной путь в далеком 1820 году. Купчина, конечно, оказался продвинутым не по масштабу: выходец из провинциального захолустья, а совершил настоящий прорыв во внешних торговых сношениях российской державы, первым наладив связи с заокеанскими Соединенными Штатами.

Дальновидно на заре XIХ века глядел Ксенофонт Алексеевич наперед, словно чувствовал, откуда веет мировым господством и с кем надо деловые связи налаживать. Не в пример Сталину, который в пылу одержимости распространить коммунистическое влияние на Европу привел нашу страну едва ли не к полной международной изоляции и затормозил прогрессивное развитие ее экономики. А еще Анфилатов создал первый в России общественный банк, в котором предприниматели и ремесленники под скромный процент могли получить средства на развитие своего дела. Это вам не нынешние финансовые конторки, зазывающие всех подряд хватать кредиты и ипотеки с их людоедскими ставками.

Купечество, в отличие от дворян-эксплуататоров, существовавших за счет поместий с несчастными подневольными крепостными, было хотя и буржуазным, но истинно трудовым классом, ковавшим личный капитал в поте лица. И большую часть выручки купчики не стеснялись тратить на благотворительность и полезные дела, не стеснялись, как бы сейчас выразились, инвестировать в перспективные проекты. Жаль, что советская власть не посчиталась с упомянутыми фактами и вырубила данное сословие под самый корень. Слава Богу, сейчас предания о дореволюционных бизнесменах и их заслугах воскресают из многолетнего забвения.

Осталось искренне верить в скорейшую установку монумента в честь Ксенофонта Анфилатова на территории славного града Архангельска. А можно и скульптурный памятник ему отлить и водрузить на всеобщее обозрение где-нибудь в центральной части города – вятский купец-новатор того стоит. Считаю, что Архангельску выпала большая честь стать местом упокоения столь значимой персоны, сделавшей экономическими партнерами Россию и Америку. Жаль, что место захоронения предпринимателя-международника не удалось сохранить для грядущих поколений северян. Но его имя вписано в анналы истории исключительно в положительном формате – это ли не лучшая награда?

Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, затем – специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ», позднее – руководителем службы новостей сайта 29.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
438
ТОП 5
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Дождаться автобус — это испытание»: фотограф раскритиковал остановки в Архангельске
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Рекомендуем
Объявления