Как известно, в этом году исполнилось бы 100 лет архангельскому трамваю. Юбилей получился практически незаметным по причине отсутствия виновника торжества – трамваи скоропостижно «ушли» в 2004-м. Немногим меньше в нашем городе нет и троллейбуса. Ушел в небытие экологически чистый электротранспорт, перевозивший в свое время весомую долю пассажиров-северян. Без него Архангельск потерял облик полноценной областной столицы, превратившись в резервацию опостылевших «пазиков».
Вроде еще не так давно мы могли выбирать, на чем нам ехать на работу, учебу, в гости или магазин: мчаться, пусть и с грохотом, но зато без пробок по рельсам в вагоне РВЗ-6, предаваться неторопливым мечтаниям в комфортном троллейбусном салоне ЗИУ-682 или предпочесть иной вариант в виде автобуса (полноценного автобуса, естественно, а не пресловутого серого фургончика марки ПАЗ) и такси. Но, в любом случае, предоставлялась возможность ощутить себя жителем крупного города с развитой транспортной инфраструктурой, а не какой-нибудь там деревни.
Теперь же мы все более «деревенеем». Трамвай похоронен окончательно, о возрождении троллейбуса уже давно никто не вспоминает. Да и какое там возрождение, если из-за долгов главного муниципального перевозчика перед трудящимися стали распродавать немногочисленные ЛиАЗы, кои еще хоть как-то разбавляли пазиковскую оккупацию. Ситуация здорово смахивает на полный разгром. А страдать, по установившейся традиции, станут, конечно же, рядовые архангелогородцы.
Замечательный отечественный актер, народный артист РСФСР Алексей Петренко как-то обмолвился, что приезжая в город (неважно какой – российский или зарубежный), он первым делом задается вопросом: есть ли тут трамвай? Критерий у корифея искусства предельно краток и жесток – если нет трамвая, то город плохой. Интересно, что бы сказал Алексей Васильевич, посети он нашу вотчину. Даже страшно представить.
Вообще, наш архангельский трамвай был ни каким-нибудь, а самым северным в мире. Только ради этого факта рельсовый транспорт стопроцентно заслужил свое право на дальнейшую жизнь. Но нет – его беспощадно принесли в жертву, и, скорее всего, не просто из благих целей по облегчению бюджетных расходов. Вон как лихо «пазики» бороздят бескрайние просторы Троицкого и Ленинградского проспектов, где когда-то пролегали рельсы. Неоспоримый парадокс: трамвайное движение в Архангельске не было остановлено ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, ни в революционную смуту, ни в нищие и кризисные 1990-е. Почил трамвайчик на 89-м году жизни уже в относительно благополучном начале XXI века. Бывший мэр Олег Нилов, подписавший распоряжение о ликвидации трамвая, вспоминается населением исключительно в связи с данным событием и, естественно, в сугубо негативном ключе. Но история свершилась и назад ее не повернешь.
Трамвай РВЗ-6 в Музее городского электротранспорта (Нижний Новгород)
Александр Донской, идя на мэрские выборы в 2005 году, нещадно громил дорабатывающего свой срок Нилова как «трамвайного могильщика». Однако именно при правлении Донского Архангельск понес не меньшую, а то и большую утрату: закрылось троллейбусное сообщение. Сначала происходящее преподносилось общественности как вынужденная и временная мера, но потом уже стало предельно ясно – свершился полноценный конец. Точно будто в сказке – пришла беда, откуда не ждали. Троллейбусу на поморской земле было уготовано просуществовать вдвое меньше, чем трамваю – чуть более четырех десятилетий. Но за этот срок он успел плотно вписаться в повседневный быт архангелогородцев, что многие из них до сих пор не могут привыкнуть к его отсутствию. Молодому поколению горожан, наверно, покажется невероятным, что когда-то география троллейбусных маршрутов простиралась от Галушина до Экономии. В 90-е в Поморье даже научились производить (правда, ненадолго) троллейбусы европейского уровня – бело-фиолетовые «Нордтроллы». Сейчас все вышесказанное кажется чем-то нереальным, словно из другой жизни.
После того, как у нас угробили электротранспорт, Архангельск превратился в передовика со знаком минус – мы стали первым городом в России, лишившимся и трамвая, и троллейбуса. Правда, позднее сей печальный статус перехватила Тюмень, но от этого нам не легче.
Возможно ли было сохранить все бездумно утраченное? Безусловно. В стране полно городов, как больших, так и малых, где успешно функционирует трамвай. Да, убираются маршруты, сокращается сеть, но о полном упразднении речи не идет. Власти на местах отдают должное исторической ценности трамвая и его преимуществу по сравнению с иными средствами передвижения. То же самое можно отнести и к троллейбусу, который вполне способен задвинуть на задний план автобус – есть на территории нашей необъятной Родины места, где троллейбусами перевозится до 70 процентов всего пассажиропотока (Йошкар-Ола, например). Так что к черту разговоры о нерентабельности и убыточности.
Нынче старое трамвайное депо на Ленинградском превращено в мебельную базу, на месте бывших трамвайных и троллейбусных парков идет возведение очередных торгово-развлекательных наворотов. Лишнее подтверждение того, что Архангельск давно уже превратился в базар-град, где правят бал одни ТЦ да «пазики». И никуда не деться от воцарившихся реалий жизни. Отчасти вина за убиенный горэлектротранспорт лежит на самих архангелогородцах – разве кто-то вышел протестовать или митинговать, когда выкорчевывались из асфальта рельсы и демонтировалась контактная сеть? В ровеснике Архангельска – Воронеже народ, к слову, оказался не таким инертным и не позволил лишить себя радости кататься на троллейбусах. Все-таки региональный менталитет являет собой немаловажную вещь.
А что осталось нам? Естественно, довольствоваться оставшимся. То есть маловместительными и дурно пахнущими «ПАЗами» или разоряться на такси. Ведь далеко не у каждого имеются в наличии собственные автомобили, как бы усиленно нас в том не заверяли. А уж коли хочется поездить на удобном и цивильном транспорте, то извольте податься в другие города и веси.
Фото: Фото Константина Таганова