В преддверии международного Дня прав человека региональный омбудсмен Любовь Анисимова озвучила статистические итоги своей деятельности за минувшие 11 месяцев. Согласно им, количество жалоб и просьб от жители Поморья возросло на 17 процентов по сравнению с предыдущим годом.
По словам Любови Анисимовой, всего в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области поступило более 12 тысяч обращений. Из этого количества 45 процентов составляют жалобы, остальные же 55 процентов приходится на иные формы – заявления и ходатайства различной направленности. К последним можно отнести просьбы об оказании правовой и организационной помощи, предоставлении информации и разъяснений и т. п.).
Если брать во внимание структуру обращений, то их максимальная доля – 63 процента – вбирает в себя те народные чаяния, которые завязаны на социально-экономических правах. А именно – праве на жилище, охрану здоровья, социальное и пенсионное обеспечение, образование и так далее. Вторая категория состоит из гражданских личных прав: права на жизнь, личное достоинство, свободу, неприкосновенность, судебную защиту и других. Наименьшая по численности (менее одного процента) «обращенческая» группа связана с политическим аспектом – избирательными правами, праве на свободу собраний и демонстраций, на участие в управлении государством, на получение необходимой информации.
Доминирующими в группе социально экономических прав стали вопросы соблюдения жилищных прав граждан. Количество жалоб данной категории за 11 месяцам 2016 года составило 2800 единиц (на 100 больше, чем в 2015-м), что равняется примерно 23 процентам от общей массы. Следующая позиция – вопросы содействия в обеспечении прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, число обращений по которой достигло 840 (против прошлогодних 807). Кроме того, в полтора раза возросла численность обращений относительно реализации трудовых прав (с 460 до 700).
Отдельная тема – безопасность граждан при осуществлении пассажирских перевозок. Здесь число претензий также претерпело рост – с 200 до 265. Особо велико недовольство авиационным транспортом, на который омбудсмену стали жаловаться в три раза чаще. Как пояснила Любовь Анисимова здесь, прежде всего, дают о себе знать нарекания к компаниям-перевозчикам по поводу внезапной отмены самолетных рейсов (более 100 случаев за этот год). Также тревожит людей составляющая социальной поддержки – таковых в 1,2 раза.
Особый разговор вызывают вопросы защиты интересов граждан, находящихся в местах не столь отдаленных. Удельный вес обращений данной категории самый что ни на есть многочисленный – 28 процентов. А в количественном отношении их стало 3400 против прежних 2700. Однако омбудсмен не склонна драматизировать ситуацию.
– Положение дел с лицами, находящимися в ИК, СИЗО, ИВС и спецприемниках, нельзя назвать сложным. Это тенденция, характерная для всей страны. Наша статистика вполне соответствует федеральной, – констатировала Любовь Анисимова.
Уполномоченный по правам человека в Архангельской области проинформировала, что примерно четверть граждан, обратившихся к ней, остаются удовлетворенными от результатов оказанной ему помощи. Но, к сожалению, многие наши земляки, ища помощи у омбудсмена в разрешении своих проблем, неадекватно соотносят собственную ситуацию с нормами действующего законодательства.
Особенностью нынешнего года в деятельности регионального защитника людских прав стала практическая реализация законодательной нормы об институте общественных помощников в городах и районах Поморья. Теперь у Любови Анисимовой есть свои общественные помощники в 13 муниципальных образованиях Архангельской области. Именно через этих местное население может взаимодействовать с региональным омбудсменом.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com